Раздел: Военная история России
3 сентября 1942 года И. В. Сталин подписал постановление ГКО № 2236сс «Об изготовлении аэросаней для Красной армии»
03.09.1942
В течение сентября-декабря 1942 года промышленность должна была изготовить 1000 транспортных аэросаней НКЛ-16 обр. 1942 года. НКЛ-16 были разработаны летом-осенью 1941 года под руководством Н. М. Андреева. Их конструкция основывалась на концепции предыдущей разработки Андреева – аэросаней ОСГА-6 (НКЛ-6). В отличие от предшествующей разработки НКЛ-16 создавались исключительно для военного использования. Задачей аэросаней стала разведка и доставка десанта. Аналогично НКЛ-6 аэросани НКЛ-16 имели деревянную конструкцию, в качестве силовой установки использовался авиационный двигатель М-11 (такие же двигатели устанавливались на «этажерку» У-2).
Транспортно-десантные аэросани НКЛ-16 обр. 1942 года имели ряд отличий от предшественника. Существенно переработали корпус, были улучшены ходовые качества аэросаней за счет установки воздушного винта с более высокой тягой. Улучшилась эргономика эксплуатации двигателя и машины, также доработали подвеску и лыжи. Пик применения аэросаней этого типа пришелся на зиму 1942–43 гг. В дальнейшем активность советских аэросанных частей резко снизилась. Связано это было с тем, что зимой 1943–44 гг. осталось не так много мест, где аэросани могли эффективно использоваться.
