10.05.2025
10 мая 1940 года были завершены государственные испытания высотного тяжелого истребителя ВИ-100 (100) конструкции В. М. Петлякова
подробнее...
01.04.2025
1 апреля 1958 года на авиазаводе № 1 в Куйбышеве (ныне завод «Прогресс», Самара) был создан опытно-серийный конструкторский отдел для запуска в серию Р-7
подробнее... Смотреть все события

Раздел: Военная история России

5 октября 1894 года Анри Жерар и Шарль Морель приняли решение о производстве складного военного велосипеда

05.10.1894

Велосипед является самым старым средством передвижения, который продолжают применять. Впервые велосипеды в боевых условиях были использованы в ходе франко-прусской войны 1870–1871 гг. Что же касается военного велосипеда, т.е. велосипеда, изначально созданного специально для армии, то не так давно ему исполнилось 130 лет. 5 октября 1894 года Анри Жерар (1859–1908) и Шарль Морель (1848–1914) приняли решение о производстве складного военного велосипеда. Это была их совместная разработка. Морель, владелец фабрики Bonnet&Morel, отвечал за выпуск велосипедов, а капитан Жерар продвигал продукцию. По этой причине первый военный велосипед известен как «Самокат Жерара».

В экспозиции нашего музея представлен наиболее совершенный вариант этого велосипеда. С 1900 года производство складного велосипеда Жерара освоили на заводе Peugeot без права передавать лицензию другим предприятиям. В дальнейшем это создало ряд проблем: после смерти Анри Жерара получилось так, что лицензию на выпуск нельзя было передать. По этой причине сорвался проект производства «самокатов Пежо системы Жерар» в России. Первые «самокаты Жерара» появились в России еще в 1859 году. По итогам испытаний русские военные внесли ряд предложений по улучшению велосипеда, часть из которых Жерар использовал для доработки.

С самого начала выпуска складных велосипедов Жерар ориентировался на большой заказ в Россию, но случился он спустя 6 лет после его смерти. Представленный в нашем музее велосипед официально именовался как Bicyclette Pliante Peugeot System Gerard transformee 1912 (modele l’armee). В 1913 году данную модель выбрало Главное военно-техническое управление Русской императорской армии. В 1914 году Peugeot получила заказ на 12000 велосипедов общей суммой 1128000 рублей. Наш экземпляр является наиболее упрощенным: вместо пневматических шин установлены сплошные резиновые массивы.