01.04.2025
1 апреля 1958 года на авиазаводе № 1 в Куйбышеве (ныне завод «Прогресс», Самара) был создан опытно-серийный конструкторский отдел для запуска в серию Р-7
подробнее...
05.03.2025
5 марта 1953 года не стало одного из величайших руководителей нашей страны Иосифа Виссарионовича Сталина
подробнее... Смотреть все события

Раздел: Военная история России

7 апреля 1941 года вышло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 827–345сс, которое установило технические характеристики для разработки тяжелого танка КВ-3

07.04.1941

Одной из малоизвестных страниц в истории отечественного танкостроения является тяжелый танк КВ-3. Его появлению предшествовал доклад советской внешней разведки, датированный мартом 1941 года, сообщавший что в Германии идут работы по 90-тонному танку. Аналогичную информацию получила весной 1941 года и английская разведка. Вероятнее всего, данная информация не была «уткой». Весной 1941 года в Германии начались работы по танку, известному как VK 70.01, он изначально нес тот же индекс, что и танк из разведывательных данных – Pz.Kpfw.VII.

7 апреля 1941 года вышло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 827–345сс, которое установило технические характеристики для разработки тяжелого танка КВ-3. Первоначально данный индекс получил тяжелый танк «222», который планировалось запустить в серию вместо КВ-1. Новый КВ-3 имел боевую массу 67–68 тонн, толщина брони башни достигала 115 мм, а лба корпуса – 115–120 мм. Вооружение состояло из 107-мм пушки и трех пулеметов ДТ. В качестве силовой установки планировалось использовать 850-сильный дизельный мотор В-2СН.

Вскоре был подготовлен полноразмерный макет КВ-3. Планировалось, что серийное производство начнется в августе 1941 года. К началу Великой Отечественной войны было почти закончено шасси КВ-3, также запускалась в серию 107-мм танковая пушка ЗИС-6. Летом 1941 года работы были заморожены, КВ-3 так и не достроили. Анализируя ситуацию с тяжелыми танками, можно сказать, что прекращение работ по КВ-3 стало благом. Танк почти наверняка получился бы ненадежным, как это было с еще одним тяжелым танком – Т-220. До чего доводит гигантомания, хорошо видно на примере немецкого «Королевского Тигра». КВ-3 скорее всего имел бы примерно те же недостатки: низкая подвижность, недостаточная проходимость, ненадежная трансмиссия, перегрев двигателя.