122-мм гаубица образца 1909 г.

Опыт неудачной для России русско-японской войны 1904–1905 гг. показал, что полевой артиллерии недостаточно иметь только 76-мм орудия. В 1907 году Главное артиллерийское управление объявило конкурс на создание легкой полевой гаубицы калибра 122-мм, этот калибр был признан специалистами минимально необходимым. По итогам конкурса на вооружение Российской императорской армии было принято две гаубицы калибра 122-мм: это были системы, разработанные немецкой компанией «Крупп» (122-мм образца 1909 г.), и орудия, спроектированные французской фирмой «Шнейдер» (122-мм образца 1910 г.).

122-мм гаубицы Круппа образца 1909 г. имели горизонтально-клиновой затвор, однобрусный лафет, деревянные колеса, колесный ход без подрессоривания. Заряжание раздельное. Пороховые заряды размещались в гильзах. К гаубице изначально было принято два типа боеприпасов: фугасная граната и шрапнель. Разрыв гранаты образовывал в грунте воронку диаметром 2,5 метра и глубиной до одного метра, что вдвое превосходило аналогичный боеприпас 76-мм полевой пушки. Шрапнельный снаряд содержал в себе около 500 шаровых пуль массой по 19 граммов каждая. Гаубицы Круппа выпускались двумя питерскими заводами: Путиловским и Петроградским орудийным. Всего за период с 1910 по 1921 годы было изготовлено по разным данным от 1500 до 2000 гаубиц. Точных данных о производстве в период 1918–1921 годов нет. После 1921 года 122-мм гаубицы Круппа в СССР не выпускались.

В 1937 году 122-мм гаубицы Круппа образца 1909 г. прошли модернизацию, после которой получили название «122-мм гаубица образца 1909/37 гг.». Была увеличена зарядная камора, за счет чего орудие стало использовать усиленные снаряды, и дальность стрельбы увеличилась с 7,7 км до 8,9 км. Увеличение зарядной каморы позволило унифицировать снаряды гаубицы Круппа со 122-мм гаубицей Шнейдера образца 1910/30, модернизация которой была проведена в 1930 году. Также были усилены лафет и ходовая часть. Планировалось эти орудия оснастить металлическими колесами с резиновыми шинами, однако в войска было поставлено лишь незначительное количество гаубиц с металлическими колесами. Представленная в экспозиции гаубица не прошла советскую модернизацию и сохранила конструкцию образца 1909 года.

122-мм гаубица Круппа отличалась простотой, прочностью и надежностью. Орудие было легким, боевая масса на тонну меньше, чем у 122-мм гаубицы М-30 образца 1938 г. Во время Великой Отечественной войны 122-мм гаубица образца 1909/37 гг. являлась третьей по значимости дивизионной гаубицей (881 шт.) после 122-мм гаубицы образца 1938 г. М-30 (19 тыс. шт.) и 122-мм гаубицы образца 1910/30 гг. (5680  шт.) Большое число 122-мм гаубиц Круппа было потеряно в 1941–1942 гг. До конца войны в Красной Армии дожили порядка 200 гаубиц образца 1909/37 годов.

122-мм легкая полевая гаубица системы Круппа образца 1909 года экспонируется на первом этаже корпуса «1801–2000» рядом с другими уникальными артиллерийскими системами. Представленное в экспозиции орудие примечательно тем, что оно не прошло советскую модернизацию и сохранило конструкцию образца 1909 года.

Тактико-технические характеристики:

Расчет: 7 человек

Масса: 1450 кг

Скорострельность: 2 выстрела в минуту

Дальность стрельбы до модернизации: 7,7 км
Дальность стрельбы после модернизации: 8,9 км

Угол вертикальной наводки: от −1° до +43°
Угол горизонтальной наводки: 4°

Скорость буксировки: 6–7 км/ч

Артиллерия

Все экспонаты музея

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 49