Автотопливомаслозаправщик АТМЗ-5-4320
Автомобили топливной службы АТМЗ-5-4320 на шасси автомобиля Урал-4320 предназначены для перевозки, временного хранения и распределения топлива и машинных масел. Их используют для заправки горючим и маслом автомобильной и бронетанковой техники в полевых условиях. Эти машины являются штатными средствами частей материально-технического обеспечения подвоза горючего в частях действующей армии. С 1979 года они стали поступать на снабжение Вооруженных Сил СССР.
Для заправки техники в АТМЗ предусмотрены заправочные рукава со счетчиками расхода и пистолетами. Заправщик оснащен односекционной емкостью 5 кубических метров (для топлива) и дополнительным баком емкостью 0,25 кубических метров (для машинного масла). Топливная цистерна имеет чемоданное сечение, что позволяет понизить центр тяжести машины и сделать ее более устойчивой при движении по бездорожью. Заполнение топливной емкости осуществляется наливом через верхнюю горловину. АТМЗ имеет для заправки техники топливом 4 рукава длиной 10 м и может одновременно заправлять 4 машины.
Отдельный рукав предусмотрен для раздачи масла. Масляная система размещена в передней части АТМЗ перед цистерной для топлива. В ее корпусе размещены: бак, трубопроводы с запорной арматурой, фильтр тонкой очистки, счетчик жидкости, система нагрева масла в баке.
Название АТМЗ-5-4320 расшифровывается как: авто топливо масло заправщик; вместимость по топливу 5 кубических метров; выполнен на шасси автомобиля Урал-4320. В советский период эти заправщики выпускались на заводе «Красный молот» в городе Грозном (Чечено-Ингушская АССР). В современной России производство АТМЗ было перенесено на экспериментальный ремонтно-механический завод «ЭРМЗ» в городе Ржев (Тверская область).
АТМЗ-5-4320 показал высокую эксплуатационную надежность. Он имеет простую ремонтопригодную конструкцию и уверенную проходимость по дорогам с различными покрытиями за счет надежного автомобильного трехосного шасси военного грузового автомобиля Урал-4320 с колесной формулой 6Х6. Такие полноприводные машины успешно эксплуатируются в самых тяжелых дорожных условиях, а также в тех местах, где дорог нет вовсе. Выпускающийся с 1977 года на Уральском автомобильном заводе (г. Миасс, Челябинская область) автомобиль Урал-4320 имеет дизельный V-образный восьмицилиндровый двигатель Камаз-740 рабочим объемом 11 литров, мощностью 210 лошадиных сил. Механическая коробка переключения передач имеет пять ступеней. Топливный бак вмещает 360 литров. Колеса автомобиля снабжены системой регулирования давления в шинах. При собственной массе 8 тонн грузоподъемность Урала-4320 достигает 7 тонн, что позволяет устанавливать на его шасси различные кузова и надстройки, в числе которых было и оборудование комплекса АТМЗ-5-4320.
Тактико-технические характеристики:
Емкость топливной цистерны, л: 5000
Емкость масляного бака, л: 250
Производительность раздаточной системы топлива, л/мин: 200 (через один рукав)
Количество одновременно заправляемых единиц техники: 4
Производительность раздаточной системы масла, л/мин: 40
Привод насосов: от двигателя автомобиля
Расчет: 1 человек
