Перейти в галерею
Перейти к просмотру Видеоэкскурсия по Музею
28.05.2025
Празднование Дня Победы 9 мая 2025 в нашем музее. Фотоотчет
подробнее...
08.04.2025
Приглашаем на празднование Дня Победы!
подробнее... Смотреть все события

БА-27М средний бронеавтомобиль на шасси ГАЗ-ААА

С осени 1924 года в Москве началось серийное производство «АМО Ф-15» – первого советского серийного 1,5 тонного грузовика. Шасси этой машины было выбрано в качестве основы для создания первого полностью отечественного бронеавтомобиля.

Первый вариант легкого двухосного броневика на шасси «АМО Ф-15» был представлен летом 1925 года, но из-за только пулеметного вооружения его отклонили, армии требовался пулеметно-пушечный вариант. Весной 1926 года второй вариант был предложен к рассмотрению. В броневике размещалась спаренная пулеметная установка Федорова и 37-мм пушка «Гочкис», башня была «позаимствована» от разрабатывавшегося танка МС-1, но изготавливалась из более тонкой, чем для танка брони. Для возможности движения в обе стороны в задней части кабины броневика был оборудован второй пост управления с рулем и педалями. Измененное шасси грузовика получило обозначение «АМО Ф-15СП». Проект понравился командованию РККА, на его основе в начале 1927 года под кураторством постоянного члена Артиллерийского комитета ГАУ А. Рожкова продолжилась работа: инженеры Т-Бюро и завода АМО дорабатывали шасси, а бронекорпусом занимались на Ижорском заводе в Ленинграде. Осенью 1927 года все наработки и чертежи были переданы в Орудийно-арсенальный трест ВСНХ, где его доводку осуществляла группа В. И. Заславского (он же проектировал танк МС-1).

24 октября 1927 года постановлением Реввоенсовета бронеавтомобиль был принят на вооружение РККА под индексом БА-27. Заметное отличие серийных машин от первых опытных образцов в том, что вместо спаренного пулемета Федорова броневик вооружили 7,62-мм пулеметом ДТ. По весу получившийся броневик стал средним бронеавтомобилем. В середине 1930-х гг. новый броневик перестал отвечать требованиям армии, как по скорости движения, так и по проходимости. Начало производства в Горьком грузовиков ГАЗ-АА дало толчок к попыткам перенести бронекорпус БА-27 на шасси 1,5-тонного ГАЗ-АА, но существенного улучшения характеристик броневика добиться не удалось. После начала выпуска для военных целей грузового трехосного шасси ГАЗ-ААА инженерами и мастерами Рембазы № 2 в 1937 году была осуществлена установка бронекорпуса БА-27 на новое трехосное шасси. Исходный броневик был доработан под новые мотор, раму, руль и педали управления, от сдвоенного управления в корме отказались.

В феврале-марте 1938 года усовершенствованный бронеавтомобиль был испытан на полигоне в Кубинке и, с рядом замечаний, переделка БА-27 на шасси ГАЗ-ААА была одобрена и принята на вооружение РККА под индексом БА-27М. Летом 1940 года было решено снять с вооружения устаревшую бронетехнику, в том числе и БА-27М. Однако этого не было сделано, и к июню 1941 в РККА продолжали числиться 193 таких бронеавтомобиля и еще 10 – в войсках НКВД. Большая часть машин, находившаяся в приграничных частях, была потеряна в первые недели войны. К концу лета 1941 года оставшиеся БА-27М выведены из действующей армии и переданы в учебные части или ОСОАВИАХИМ, однако из-за больших потерь в бронетехнике их вновь вернули на фронт осенью 1941 года, и отдельные БА-27М приняли участие в Битве за Москву.

Тактико-технические характеристики:

Вес: 4,5 тонны

Длина: 4830 мм

Ширина: 1930 мм

Высота: 2540 мм

Вооружение:

  • 37-мм пушка «Гочкис», 40 снарядов
  • 7,62-мм пулемет ДТ, 32 магазина, 2016 патронов

Толщина брони:

  • Лобовая – 8 мм
  • Бортовая – 8 мм
  • Башня – 8 мм
  • Крыша над мотором и люк – 5 мм

Максимальная скорость по шоссе: 48 км/ч

Запас хода по шоссе: 416 км

Двигатель бензиновый ГАЗ-АА

Максимальная мощность: 40 л. с.

Экипаж: 3 человека

Бронетехника, тягачи

Все экспонаты музея 

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 49