Перейти в галерею
Перейти к просмотру Видеоэкскурсия по Музею
28.05.2025
Празднование Дня Победы 9 мая 2025 в нашем музее. Фотоотчет
подробнее...
08.04.2025
Приглашаем на празднование Дня Победы!
подробнее... Смотреть все события

Плавающий автомобиль Ford GPA

Американской армии для осуществления десантных операций требовалась специальная техника, которая позволяла бы доставлять личный состав с больших десантных кораблей к пологим берегам. Для высадки войск американские инженеры предложили создать плавающие автомобили (амфибии), которые, спускаясь по рампе корабля в море на значительном удалении от берега, вплавь добирались до него. С этой целью был сконструирован Ford GPA – плавающий автомобиль, выпускавшийся компанией Ford с 1942 по 1943 год.

Опыт первых применений Ford GPA выявил массу конструктивных недостатков. Осадка загруженного автомобиля на воде оказалась большой, а борта низкими, что создавало на море опасность затопления набегающими волнами. Другим недостатком являлось высокое давление колес на грунт, вследствие чего возникало частое застревание машин в прибрежном песке на небольшой глубине, на котором сухопутные прототипы Ford GPW с массой на полтонны меньше передвигались без проблем. Фактически, созданный образец малой амфибии для морского десантирования оказался непригодным. В связи с тем, что эксплуатационные характеристики плавающего автомобиля не удовлетворили американских военных, их интерес к образцу угас, и производство было завершено к апрелю 1943 года, то есть спустя 8 месяцев с начала производства. Американцы стали избавляться от амфибий, передавая их союзникам по антигитлеровской коалиции. Наиболее крупные партии получил СССР, всего в нашу страну было поставлено, по разным источникам, от 2200 до 3500 автомобилей. Амфибии Ford GPA поступали на снабжение отдельных моторизованных батальонов Особого Назначения (ОМБ ОСНАЗ). Они предназначались для форсирования водных преград, удержания и разминирования плацдарма перед наступающими войсками. В Красной Армии для обозначения образца использовалось название «Форд-4». Эти машины участвовали в освобождении Прибалтики, боях за Украину и Молдавию, в Висло-Одерской наступательной операции и других сражениях заключительного этапа войны.

При отсутствии сильного волнения, на реках и закрытых водоемах, Ford GPA показывал свои лучшие качества: устойчивость, маневренность, ходкость. Нередко он брал на борт до восьми бойцов, на нем переправляли крупнокалиберные пулеметы (и вели огонь на плаву), даже мотоциклы с коляской. Успешное применение американских амфибий подтолкнуло командование Советской Армии заказать Горьковскому автозаводу аналоги Ford GPA – ГАЗ-011 и ГАЗ-46 (МАВ) – Малый автомобиль водоплавающий образца 1946 года. Амфибию МАВ выпускали на Горьковском автозаводе до 1958 года.

Тактико-технические характеристики:

Масса: 1595 кг

Грузоподъемность: 250 кг или 5 человек (на плаву – 8 человек)

Скорость по шоссе: до 89 км/ч
Скорость на плаву: до 8,6 км/ч

Запас хода по суше: 475 км
Запас хода по воде: 60 км

Транспортные средства

Все экспонаты музея

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 49