Среднетоннажный грузовой автомобиль ГАЗ-63
Проектирование ГАЗ-63 началось на Горьковском автомобильном заводе в апреле 1938 года. В 1939 году автомобиль формально был принят на вооружение РККА. Постановлением СНК СССР от 24 июня 1941 года Горьковскому автозаводу предписывалось подготовить производство ГАЗ-63 к 1 января 1942 года, но в силу чрезвычайной загруженности автозавода военными заказами в 1941–1942 гг. через какое-то время этот вопрос был снят с повестки дня. Вместе с тем, проектные работы по созданию двухосного грузового автомобиля повышенной проходимости и испытания опытных образцов ГАЗ-63 продолжались и во время войны.
Радикально ситуация со сменой модельного ряда ГАЗа изменилась в феврале 1943 года, когда вышло постановление Совета народных комиссаров СССР, нацеливающее автозаводы на создание нового поколения «мирных» автомобилей. Горьковский автозавод получил задание на создание нового семейства грузовиков: «рабочей лошадки» для народного хозяйства ГАЗ-51 и ее полноприводного армейского варианта ГАЗ-63. По результатам проводившихся в ходе войны опытно-конструкторских работ, уже в том же 1943 году автозавод приступил к созданию, фактически, нового полноприводного автомобиля под тем же индексом ГАЗ-63.
Первые опытные образцы ГАЗ-63 строились с применением узлов американских грузовиков Chevrolet G7101 и Studebaker US6, из поставлявшихся по ленд-лизу машинокомплектов. При этом двигатель ГАЗ-11А, механические тормоза, подвеска перешли на новый автомобиль с довоенных машин. Работы над ГАЗ-51 и ГАЗ-63 шли одновременно и, поскольку две модели строились на общей платформе (это позволяло максимально унифицировать большую часть узлов и агрегатов – в серийном выпуске эти две модели были унифицированы на 80%), удачные решения, найденные для одной машины, немедленно использовались на другой. В отличие от довоенного варианта ГАЗ-63, новый автомобиль получил односкатные задние колеса, которые имели такую же колею, как и передние. Как результат, на государственных испытаниях ГАЗ-63 продемонстрировал, как было отмечено в отчете, «рекордные показатели проходимости». При этом, имея сравнительно узкую колею мостов и высоко расположенный центр тяжести, ГАЗ-63 обладал существенным недостатком – автомобиль был неустойчив при движении в поворотах.
26 августа 1945 года Государственным комитетом обороны СССР было принято постановление «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности СССР», которым предусматривалось начало выпуска ГАЗ-63 с августа 1946 года. На этот год был запланирован выпуск 100 машин, однако из-за загруженности завода и неготовности технологической базы, серийный выпуск ГАЗ-63 начался лишь в сентябре 1948 года. Выпуск ГАЗ-63 продолжался до апреля 1968 года, когда его окончательно сменил на конвейере ГАЗ-66. Всего было изготовлено 474’464 автомобиля семейства ГАЗ-63 всех модификаций. Автомобиль широко поставлялся на экспорт, по советской лицензии ГАЗ-63 выпускался в Северной Корее.
Тактико-технические характеристики:
Масса: 3280 кг
Грузоподъемность: 2000 кг
Мощность двигателя: 75 л/с
Скорость по шоссе: до 65 км/ч
