Тягач Т-20 «Комсомолец»

В конце 1936 года под руководством главного конструктора московского завода № 37 Астрова Н. А. был создан полноценный быстроходный бронированный гусеничный тягач «Комсомолец» Т-20 для обслуживания противотанковой и полковой артиллерии.

Выпуск тягача «Комсомолец» начался в 1937 году и кроме головного завода № 37 был развернут на спецпроизводстве ГАЗ. Выпуск был прекращен в июле 1941 года ввиду необходимости расширения производства легких танков. Всего было изготовлено 7780 машин в рамках трех производственных серий, несколько отличающихся устройством платформы, сидений, системы охлаждения, ходовой части, вооружения.

Тягачи «Комсомолец» сыграли огромную роль в процессе моторизации Красной Aрмии. В состав каждой стрелковой дивизии должно было входить как минимум 60 тягачей этого типа. До начала войны советская промышленность не смогла полностью обеспечить потребности армии. Поэтому на практике «Комсомольцами» были укомплектованы только ударные части, а также подразделения мотопехоты в составе стрелковых частей. Тягачи Т-20 участвовали в боях с Японией у озера Хасан в 1938, у реки Халхин-Гол в 1939, в советско-финской и Великой Отечественной войне.

На фронтах войны «Комсомольцы», количество которых непрерывно убывало (на 1 сентября 1942 года в армии осталось 1662 машины), продолжали нести свою нелегкую службу. При отсутствии других тягачей они применялись и для буксировки более тяжелой малокалиберной зенитной и дивизионной артиллерии, работая с перегрузкой. Кроме того, летом 1941 года при обороне и нанесении контрударов по врагу тягачи «Комсомолец» иногда использовались как пулеметные танкетки для борьбы с пехотой. Использовали «Комсомольцев» и партизаны – они оказались идеальными машинами для лесных дорог, к тому же всегда обеспеченными автомобильными запчастями.

Представленный в Артиллерийском корпусе нашего музея бронированный тягач «Комсомолец» интересен не только великолепной сохранностью, но крайне тщательно проведенной реставрацией, благодаря которой интерьер и внешний облик легендарной боевой машины восстановлены до самых малых деталей.


 

Боевая масса: 3,5 т

Экипаж: 2 человека
Десант (расчет орудия): 6 человек

Размеры  
Длина корпуса: 3450 мм
Ширина корпуса: 1860 мм
Высота (по кабине):   1580 мм

Вооружение: 7,62-мм пулемет ДТ
Запас хода по шоссе: 250 км

Бронетехника, тягачи

Все экспонаты музея

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 49