Мотоцикл Л-300
Мотоцикл Л-300 – один из первых серийных мотоциклов Советского Союза. Его разработка началась в 1929 году на базе Ленинградского треста массовой продукции Тремасс. Проектные работы по перспективному легкому мотоциклу Тремасс-300 велись с учетом передового опыта немецкой фирмы DKW. В октябре 1929 года группа конструкторов во главе с П. В. Можаровым взялась за доработку мотоцикла. В сентябре 1930 года модернизированный мотоцикл Тремасс-300 получил наименование Л-300, что расшифровывается как мотоцикл «Ленинградский» с объемом двигателя в 300 куб. см. В октябре 1931 года было решено развернуть производство мотоцикла на ленинградских заводах «Промет» и «Красный Октябрь». К концу 1933 года производство Л-300 полностью сосредоточили на заводе «Красный Октябрь», тогда же мотоцикл Л-300 получил фирменную надпись завода-изготовителя на боковую стенку бензобака.
В процессе становления серийного производства мотоцикла Л-300 заводу «Красный Октябрь» приходилось преодолевать не только производственные трудности, но и ситуацию с недофинансированием. Однако спрос у населения на мотоциклы Л-300 был настолько велик, что на средства, вырученные от продаж, на заводе «Красный Октябрь» были построены новые цеха для производства мотоциклов, и в разы был увеличен ежегодный выпуск Л-300.
В народе Л-300 получил ласковое прозвище «Октябренок». Этот мотоцикл не только шел на продажу гражданам, но и широко применялся в РККА, спортивных организациях, в структурных подразделениях Автодора. В 1936 году старший лейтенант Г. Н. Филонов на серийном Л-300 установил первый всесоюзный рекорд по прыжкам на мотоцикле с трамплина: он преодолел в полете расстояние 13 метров.
К 1940 году конструкция Л-300 устарела, его выпуск был прекращен, на смену «Октябренку» пришли более совершенные советские мотоциклы. Всего с 1931 по 1940 год в Ленинграде было выпущено 18 985 мотоциклов модели Л-300. В годы Великой Отечественной войны мотоциклы Л-300 использовались Красной Армией на фронте для связи и разведки. Советские солдаты отмечали легкость, простоту и высокую ремонтопригодность конструкции Л-300.
Краткие тактико-технические характеристики мотоцикла Л-300
Вес мотоцикла: 125 кг
Мощность: 6,5 л. с. при 2700 об/мин
Максимальная скорость: до 80 км/ч
Расход топлива: 4–4,5 литров на 100 км
Запас хода по шоссе: 265 км
Размер резины колес: 26 дюймов на 3,25 дюймов, производство – завод «Красный треугольник»
Двигатель: одноцилиндровый, двухтактный, карбюраторный, объемом 293 куб. см
КПП: три передачи вперед
Объем бензобака: 14 литров
Клиренс: 105 мм