Грузовой автомобиль ЗИЛ-130
1 октября 1964 года московский автомобильный завод им. Лихачева (ЗИЛ) приступил к производству нового 4-тонного грузового автомобиля, пришедшего на смену автомобилю ЗИЛ-164. Автомобиль получил передовой на тот момент верхнеклапанный 8-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель с центробежным масляным фильтром и генератором переменного тока. 5-ступенчатая коробка передач имела синхронизаторы. Впервые на автомобиле подобного класса появился гидроусилитель руля. Трехместная кабина была значительно комфортнее предыдущего ЗИЛ-164, она получила панорамное ветровое стекло, была оснащена эффективной системой вентиляции и отоплением. Грузовая деревянная платформа с металлическими поперечными балками имела три откидных борта и инструментальный ящик. ЗИЛ-130 мог буксировать прицеп массой 8 тонн.
В процессе производства автомобиль ЗИЛ-130 постоянно совершенствовался. В 1976 году с конвейера стала сходить модернизированная версия грузовика, получившая название ЗИЛ-130-77. Модернизации подверглись облицовка кабины, тормозная система, ряд агрегатов и шины. В августе 1974 года Читинский автосборочный завод наладил сборку ЗИЛ-130 в «северном» исполнении с жидкостным предпусковым подогревателем двигателя, двойным остеклением, утепленной кабиной и передней лебедкой. С сентября 1992 года Уральский автомоторный завод (УАМЗ) начал выпуск автомобилей ЗИЛ-130 под индексом 431410 с кабиной, унифицированной с военными грузовиками ЗИЛ-131, которые так же выпускались на этом заводе. Выпуск автомобилей ЗИЛ-130 продолжался на московском автозаводе до 1994 года, а на Уральском автомоторном заводе до 2006 года. Всего было изготовлено более 3,5 миллиона автомобилей данной модели.
Существовало огромное количество различных модификаций на базе автомобиля ЗИЛ-130: седельные тягачи (130В1); автомобили-самосвалы (ММЗ-555); длиннобазные грузовики (130Г); крупнотоннажные автомобили с дизельными двигателями (133ГЯ); автомобили для северных и жарких районов (130Т и 130С); автомобили, работающие на сжиженном природном газе (138); пожарные автомобили (АЦ-30) и многие другие.
ЗИЛ-130 активно использовались в Советских Вооруженных Силах и в армиях Варшавского договора для обеспечения тыловых перевозок, доставки военнослужащих и армейского имущества по дорогам общего пользования. На шасси ЗИЛ-130 был создан целый ряд специальных машин, в числе которых автомобильные краны, радиотехнические автомобили и командные пункты, полевые ремонтные мастерские, автоцистерны и топливозаправщики, аэродромные пусковые агрегаты, машины для дегазации и химической защиты, прожекторные станции. Для доставки подразделений Внутренних войск на базе ЗИЛ-130 монтировали специальные 18-местные закрытые кузова. В период Вьетнамской войны грузовики ЗИЛ-130, поставленные из Советского Союза, в сложнейших дорожных условиях осуществляли перевозки по тропе Хо Ши Мина, доставляя боеприпасы и продовольствие из тыловых зон на линию фронта.
Тактико-технические характеристики грузового автомобиля ЗИЛ-130:
Масса: 4900 кг
Максимальная скорость: 100 км/ч
Грузоподъемность: 6000 кг
Объем бака: 340 л
Двигатель: мощность – 150 л. с., рабочий объем – 6 л.
