Перейти в галерею
Перейти к просмотру Видеоэкскурсия по Музею
28.05.2025
Празднование Дня Победы 9 мая 2025 в нашем музее. Фотоотчет
подробнее...
08.04.2025
Приглашаем на празднование Дня Победы!
подробнее... Смотреть все события

Грузовой автомобиль повышенной проходимости ЗИЛ-131

Многоцелевой грузовой автомобиль высокой проходимости ЗИЛ-131 выпускался на московском заводе имени Лихачева с 1967 года. Позднее, в 1987 году, его производство освоил и Уральский автомоторный завод (УАМЗ). ЗИЛ-131 грузоподъемностью 5 тонн был спроектирован как замена устаревающему автомобилю ЗИЛ-157, хотя их параллельное производство осуществлялось еще долгие годы. На автомобиле ЗИЛ-131 устанавливался бензиновый карбюраторный V-образный 8-цилиндровый двигатель мощностью 150 л. с., (унифицированный с двигателем автомобиля ЗИЛ-130), однако существовали и дизельные разновидности ЗИЛ-131. Запас хода обеспечивался двумя 170-литровыми бензобаками. На автомобиле устанавливался гидроусилитель руля и электропневматический привод включения переднего моста. Колеса автомобиля имели систему централизованного регулирования давления в шинах. Большое количество автомобилей ЗИЛ-131 имели лебедку, закрепленную в передней части рамы. Кузов ЗИЛ-131 представлял собой деревянную платформу с откидным задним бортом. В решетках боковых стенок борта размещались откидные скамейки на 16 посадочных мест. Кроме этого имелась дополнительная средняя съемная скамейка на 8 мест. Кузов накрывается тентом на устанавливаемые дуги.

Основная масса выпускаемых ЗИЛ-131 отправлялись в Вооруженные силы СССР, но и значительная часть этих автомобилей была поставлена в армии союзных и дружественных государств, таких как Венгрия, ГДР, Польша, Куба и др.

В процессе серийного производства автомобиль ЗИЛ-131 постоянно совершенствовался. Существовало большое количество модификаций автомобилей, созданных на базе ЗИЛ-131. На его базе изготавливали седельные тягачи, автоцистерны, подвижные мастерские, командно-штабные и пожарные машины, топливо и маслозаправщики. В 1971 году появилась упрощенная народно-хозяйственная версия грузовика ЗИЛ-131, лишенная узлов, свойственных военным машинам. В период войны в Афганистане 1979–1989 годов силами армейских мастерских в кузова ЗИЛ-131 устанавливали 23-мм спаренные зенитные установки ЗУ-23-2. В послевоенные годы именно ЗИЛ-131 стал последним носителем легендарной установки БМ-13 «Катюша». Кроме нее на базе ЗИЛ-131 устанавливали реактивные системы залпового огня БМ-14 и «Град-1». Шасси ЗИЛ-131 зачастую использовались в качестве транспортно-заряжающих машин различных зенитно-ракетных комплексов, в частности С-75 «Двина» и С-125 «Нева».

Производство автомобилей ЗИЛ-131 на московском заводе имени Лихачева было завершено в 1994 году, на УАМЗ выпуск этих грузовиков продолжался до 2002 года. Всего было изготовлено около миллиона автомобилей ЗИЛ-131 различных модификаций. Легкий, прочный и надежный ЗИЛ-131 на долгие годы стал основным грузовиком Советской Армии.

Тактико-технические характеристики ЗИЛ-131:

Мощность двигателя: 150 л. с.

Грузоподъемность: 5000 кг

Запас хода по шоссе: 630 км

Допустимая масса прицепа по грунтовым дорогам: 4000 кг

Транспортные средства

Все экспонаты музея

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 49