Грузовой автомобиль повышенной проходимости ЗИС-33
Советско-финская война 1939–1940 годов выявила необходимость скорейшей доставки артиллерийских боеприпасов на передовую в условиях малопроходимых зимних дорог Карельского перешейка. Красная Армия срочно нуждалась в универсальных грузовых машинах повышенной проходимости. Чутко откликавшийся на все государственные нужды Первый секретарь ЦК Компартии Украины Н. С. Хрущев, с присущей ему энергией, взялся за скорейшее решение этой важнейшей задачи. По его распоряжению первые прототипы ЗИС-33 были собраны на Харьковском машиностроительном заводе и срочно отправлены в Москву. Доводка машины до серийного образца была проведена инженерами московского завода им. И. В. Сталина (ЗИС) Б. Л. Шапошником и Б. М. Фиттерманом в декабре 1939 года. Темпы выполнения задачи были просто сногсшибательные. 20 декабря 1939 года два харьковских грузовика поступили для изучения на завод. На разработку документации Наркомат среднего машиностроения отпустил 10 дней, а через 18 суток должен был начаться выпуск серийных автомобилей. В итоге к 24 часам 31 декабря был изготовлен последний чертеж, а 18 января 1940 года сборочный конвейер покинул первый серийный ЗИС-33. Всего, до апреля 1940 года, было выпущено 4 539 данных грузовиков.
Конструктивно грузовой автомобиль повышенной проходимости ЗИС-33 являлся модернизацией трехтонного грузовика ЗИС-5, который оснастили оригинальным съемным гусеничным движителем. Это был первый в СССР серийный полугусеничный автомобиль. В полевых условиях два красноармейца за 20 минут могли переоборудовать задний мост ЗИС-33 с колесного на гусеничный ход и обратно. Главным достоинством ЗИС-33 являлась его высокая проходимость, а также неплохая тяга, которую развивал мотор мощностью 76 л. с. и объемом в 5,5 литров. Надетые на передние колеса лыжи облегчали преодоление 35–40-сантиметрового снега. Однако именно универсальность и простота конструкции ЗИС-33 таила в себе немало подводных камней, которые начали выявляться в условиях жесточайшей фронтовой эксплуатации. В целях упрощения конструкции и скорейшего массового выпуска ЗИС-33, гусеничный механизм массой в 1322 кг крепился на задний мост и раму автомобиля, вызывая значительный износ элементов трансмиссии. В неблагоприятных дорожных условиях, при преодолении уклонов свыше 16 градусов, перетяжеленный задний мост автомобиля имел склонность к зарыванию в снег и требовал от водителя особой осторожности при вождении.
Несмотря на недостатки конструкции, ЗИС-33 выполнили свою главную задачу – обеспечили артиллерийские части Ленинградского фронта достаточным количеством боеприпасов, способствовали успешному наступлению Красной Армии и заключению выгодного для СССР мирного договора с Финляндией. Кроме того, оперативная разработка и скорейшая организация выпуска ЗИС-33 обогатили советскую автомобильную промышленность бесценным технологическим опытом, послужив своеобразной стартовой площадкой для создания более совершенных и мощных полугусеничных автомобилей. Вездеходы ЗИС-33 активно использовались Красной Армией в ходе Великой Отечественной войны.
Краткие тактико-технические характеристики ЗИС-33:
Базовый автомобиль: ЗИС-5
Мощность двигателя: 76 л. с.
Масса гусеничного движителя: до 1322 кг
Преодолеваемые препятствия на гусеничном ходу:
- Снег – до 400 мм;
- Грязь – до 200 мм;
- Подъемы – до 16 градусов.
Максимальная скорость на гусеничном ходу: до 45 км/ч
Запас хода на гусеничном ходу: до 60 км