Раздел: Военная история России
11 августа 1932 года на вооружение Красной Армии был принят разведывательный танк-амфибия Т-37А
11.08.1932
Конструкция этого танка восходит к идеям, заложенным в английский танк-амфибию Vickers-Carden-Loyd M1931, который стал первым в мире серийным плавающим танком. Английские военные танк не оценили, посчитав его мореходность недостаточной. Командование Красной Армии придерживалось другого мнения. В отличие от англичан, которые хотели иметь быстроходные танки-разведчики, у нас решили строить плавающие танки, обладающие более высокой тактической подвижностью. Вместо штурма морских просторов такие танки должны были пересекать реки и озера.
Местом разработки советского аналога английского плавающего танка стал 2-й автосборочный завод Всесоюзного Автотракторного Объединения (Москва), где до того собирали грузовики-полуторки Ford-AA. Позднее его переименовали в завод № 37. Сначала там был создан танк Т-41, выпущенный небольшой серией 12 машин, а затем коллектив под руководством Н. Н. Козырева, создал улучшенный танк Т-37А. В этой машине учитывался опыт разработки плавающего танка Т-37 конструкции Опытно-Конструкторского Машиностроительного Отдела завода № 174 (Ленинград). Т-37А получил общие компоновочные решения от Т-41, а башню и ходовую часть взяли от Т-37.
Всего за период с 1933 по 1936 год было выпущено 2549 танков семейства Т-37А, из них 640 радийных. Т-37А стал самым массовым советским танком-разведчиком, а также самым массовым плавающим танком первой половины XX века. Примечательно, что Т-37А выпустили значительно больше, чем броневиков-разведчиков ФАИ, которые оснащались такими же моторами. Впервые Т-37А пошли в бой летом 1939 года. Их использовали в ходе боев в районе реки Халхин-Гол. Последний раз Т-37А массово применялись в ходе форсирования реки Свирь в июне 1944 года. Танк, который находится в коллекции нашего музея, несет маркировки 92-го отдельного танкового полка, последним применившего Т-37А в боевых условиях.
