Раздел: Военная история России
15 мая 1942 года состоялся первый полет советского самолета с жидкостным ракетным двигателем
15.05.1942
В Советском Союзе еще в 1930-е годы занимались ракетопланами. Так изначально называли самолеты с жидкостными ракетными двигателями (ЖРД). В то время эксперименты ограничивались планерами, оснащенными ЖРД, например, РП-318 разработки С. П. Королева. В 1941 году появилась идея создания ракетного истребителя-перехватчика. Разрабатывать его начали на заводе № 293 (г. Химки) под руководством А. Я. Березняка и А. М. Исаева. Идея состояла в том, что такой самолет, за счет мощного, но недолго работающего ЖРД, мог быстро набрать высокую скорость, совершить атаку, а затем сесть, как планер.
Истребитель получил обозначение БИ-1 (Березняк-Исаев). Первые испытания машины в виде планера провели осенью 1941 года. Далее завод № 293 эвакуировали в Билимбай. Параллельно шла разработка ЖРД Д-1-А-1100, создававшегося силами НИИ-3 под руководством Л. С. Душкина. 15 мая 1942 года состоялся первый полет БИ-1 с жидкостным ракетным двигателем. Пилотировал самолет летчик-испытатель Г. Я. Бахчиванджи, ЖРД работал в течение 60 секунд. В дальнейшем было построено еще два самолета, проведено 6 полетов. В ходе седьмого полета самолет разбился, Бахчиванджи погиб, спустя почти 30 лет ему было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Гибель экспериментального истребителя поставила крест на программе создания серийного БИ. Вместе с тем работа по первому советскому боевому самолету с ЖРД не прошла впустую. Инженеры узнали, что самолеты с обычной геометрией крыла при приближении к скорости звука разрушаются, впоследствии реактивные самолеты получили стреловидные крылья. Исаев, в ходе работы по доводке двигателя разработки НИИ-3, создал собственный двигатель РД-1. В дальнейшем создатель БИ-1 возглавил ОКБ, которое сконструировало немало удачных ракетных двигателей. Что же касается Березняка, то он является автором целого ряда ракет, в том числе крылатых.