01.04.2025
1 апреля 1958 года на авиазаводе № 1 в Куйбышеве (ныне завод «Прогресс», Самара) был создан опытно-серийный конструкторский отдел для запуска в серию Р-7
подробнее...
05.03.2025
5 марта 1953 года не стало одного из величайших руководителей нашей страны Иосифа Виссарионовича Сталина
подробнее... Смотреть все события

Раздел: Военная история России

15 октября 1949 года были инициированы работы по созданию новой самоходной артиллерийской установки

15.10.1949

Данная САУ, получившая индекс Объект 416, стала первой отечественной гусеничной боевой машиной, в которой реализовали концепцию размещения всего экипажа в башне. Такую идею прорабатывали в нескольких странах, причиной был целый ряд требований, начиная с роста броневой защиты и заканчивая необходимостью снижения боевой массы.

Конструирование Объекта 416 проводило КБ завода № 75 под руководством Ф. А. Мостового. Мало кто знает, что ему предшествовала проработка танка Т-64 (первый вариант танка с таким обозначением). Его концепция сильно напоминала новую САУ. Боевая масса танка составляла 40 тонн, при этом он получал оппозитный мотор мощностью 800 лошадиных сил. Экипаж также весь размещался в башне. По ряду причин тот Т-64 реализовывать не стали, но при этом появился Объект 416. На сей раз создавался потенциальный сменщик СУ-100, который являлся альтернативой другой концепции – СУ-100П (Объект 105).

Как показали дальнейшие события, прекращение работ по Т-64 первого варианта было верным решением. По итогам испытаний опытного образца Объекта 416 выяснилось, что концепция размещения механика-водителя в башне имеет ряд неустранимых недостатков. Даже система с поворотной капсулой, благодаря которой механик-водитель продолжал смотреть строго вперед, не помогла: вести машину, находясь в башне, было крайне неудобно. По этой причине Объект 416 остался опытной разработкой и в серию не пошел. Похожие результаты получили и зарубежные машины аналогичной концепции.