01.04.2025
1 апреля 1958 года на авиазаводе № 1 в Куйбышеве (ныне завод «Прогресс», Самара) был создан опытно-серийный конструкторский отдел для запуска в серию Р-7
подробнее...
05.03.2025
5 марта 1953 года не стало одного из величайших руководителей нашей страны Иосифа Виссарионовича Сталина
подробнее... Смотреть все события

Раздел: Военная история России

21 апреля 1964 года начался поход атомной подводной лодки К-27 Северного флота в экваториальные районы Атлантики – первый в отечественной истории длительный непрерывный поход в подводном положении

21.04.1964

К-27 была уникальной лодкой, впервые в качестве теплоносителя, охлаждавшего атомный реактор, был использован жидкий металл. Задачами похода были испытание подлодки на предельных режимах, проверка работы систем корабля в условиях длительного автономного плавания, выяснение оптимальных режимов работы энергетической установки. Длившийся 51 день поход К-27 проходил под командованием капитана 1 ранга И. И. Гуляева. На борту также находились члены правительственной комиссии: вице-адмирал Г. Н. Холостяков, контр-адмирал И. Д. Дорофеев; главный конструктор лодки А. К. Назаров и конструктор СКБ-143 Г. Д. Морозкин. Конструкторы отвечали за сдачу подводной лодки в эксплуатацию, также в их задачи входила помощь экипажу в случае возникновения аварийных ситуаций.

Экстремальные условия эксплуатации возникли в экваториальных водах, когда температура за бортом превышала 25°C. Системы охлаждения работали на максимуме, при этом температура в реакторном и турбогенераторных отсеках была около 60°C, а остальные отсеки прогревались до 45°C при влажности до 100%. Лодка прошла 12 425 морских миль, большую часть под водой – был установлен МИРОВОЙ рекорд.

В походе возникла нештатная ситуация с атомным реактором: расплавленный металл попал в газовую систему первого контура и там застыл. Устранять неисправность нужно было вблизи активной зоны реактора. Капитан 3 ранга А. В. Шпаков разрезал дефектную трубку и вручную прочистил ее, получив значительную дозу радиации. Сварщики заварили трубку, восстановив работоспособность реактора. Поход завершился успешно 11 июля 1964 года. Советский подводный флот продемонстрировал, что может выполнять боевые задачи в любой точке Мирового океана.

За успешное испытание новой техники командиру К-27 И. И. Гуляеву было присвоено звание Героя Советского Союза.