Раздел: Военная история России
23 марта 1935 года СССР продал свою долю в Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД)
23.03.1935
27 марта 1898 года в Пекине была подписана русско-китайская конвенция о предоставлении в аренду России на 25 лет Порт-Артура и Дальнего (Далянь) и права на строительство КВЖД, соединявшей Читу с Владивостоком и Порт-Артуром. Железная дорога усиливала экономические и военные возможности России на Дальнем Востоке. В апреле 1897 года первые строители КВЖД прибыли в район реки Сунгари. Для обеспечения их безопасности была создана специальная Охранная стража. Строительные работы начались 27 августа 1897 года. В 1899 году в Китае вспыхнуло Ихэтуаньское восстание, в июне 1900 года восставшие разрушили часть ж/д полотна и построек, почти все сотрудники КВЖД погибли. Для продолжения строительных работ численность Охранной стражи была увеличена до 11 тыс. человек.
14 июня 1903 года КВЖД была официально открыта. Железная дорога дала мощный импульс экономическому развитию Маньчжурии, к 1908 году ее население выросло с 8,1 до 15,8 млн. человек. Харбин, Дальний и Порт-Артур стали крупнейшими городами Дальнего Востока.
Во время гражданской войны в СССР, в 1920 году, китайские войска полностью оккупировали КВЖД. В мае 1924 года были установлены дипломатические отношения между СССР и Китаем, управление КВЖД советской стороной было восстановлено. В 1926 году в Китае установилась враждебно настроенная к СССР власть Чжан Цзолиня, 10 июля 1929 года китайские войска захватили КВЖД, арестовали либо депортировали советских граждан. В ответ 17 июля СССР разорвал с Китаем дипломатические отношения. В конце 1929 года Красная Армия провела военную операцию, в т.ч. с привлечением танков МС-1, и восстановила контроль СССР над КВЖД. В 1931–1932 гг. Япония захватила Маньчжурию и включила ее в состав государства Маньчжоу-Го, враждебного к СССР. 23 марта 1935 года после многомесячных переговоров было подписано соглашение о продаже доли СССР в КВЖД правительству Маньчжоу-Го.