01.04.2025
1 апреля 1958 года на авиазаводе № 1 в Куйбышеве (ныне завод «Прогресс», Самара) был создан опытно-серийный конструкторский отдел для запуска в серию Р-7
подробнее...
05.03.2025
5 марта 1953 года не стало одного из величайших руководителей нашей страны Иосифа Виссарионовича Сталина
подробнее... Смотреть все события

Раздел: Военная история России

25 апреля 1942 года для надежного снабжения Ленинграда топливом ГКО принял постановление № 1652сс «О строительстве подводного 4-дюймового бензинопровода станция Мыс Кореджи – станция Ладожское озеро (Ленинград)»

25.04.1942

Начавшаяся 8 сентября 1941 года блокада Ленинграда сжимала город не только в тисках голода, но и в тисках холода, в тисках энергетической блокады. В огромном мегаполисе зимой 1941–1942 гг., ставшей самой холодной за 200 лет, в домах не было отопления и электричества, не работал городской транспорт. Бензин, керосин, дизтопливо доставлялись в Ленинград через Ладогу в плавучих цистернах. Пропускная способность этой линии снабжения была небольшой, а еще немецкие самолеты охотились за баржами и к зиме потопили почти все.

Решено было проложить по дну Ладоги трубы внутренним диаметром 100 мм и по ним прокачивать в Ленинград горючее. На строительство отводилось 50 дней. Трубопровод шел от мыса Кореджи, где устанавливалась головная перекачивающая установка, до станции Борисова Грива, где размещалось раздаточное устройство. Трубы поставлял Ижорский завод, армия отвечала за прикрытие строительства с воздуха.

На площадке в районе Кокорево трубы сваривались в секцию длиной 200 м, которую вытягивали в озеро буксирным пароходом, а к хвостовому ее концу на берегу приваривали следующую, и так далее. Трубопровод уложили на дно озера к 14 июня, а вечером 19 июня из Борисовой Гривы на Ленинградский фронт ушли первые бензовозы, залитые через новый трубопровод.

За 43 дня советские люди совершили невозможное: под немецкими бомбами и снарядами сварили 5800 стыков, проложили 27 км труб по дну озера и 8 км на берегу, построили головную насосную и наливную станции. Пропускная способность магистрали составила 150 тонн в сутки. С июня 1942 года по март 1943-го по ней поступило свыше 40’000 тонн горючего. Уничтожить подводный топливопровод немцы так и не смогли.

7 августа 1942 года в Ленинград по дну Ладоги был проложен электрокабель. Энергетическая блокада была прорвана.