Раздел: Военная история России
28 мая 1955 года Ленинградский Кировский завод (ЛКЗ) получил задание на разработку нового газотурбинного двигателя для установки в танк
28.05.1955
Газотурбинные двигатели для использования в качестве танковых моторов стали конструировать немецкие инженеры ближе к концу Второй мировой войны. Тогда дело ограничилось опытными экземплярами моторов. После ее окончания один опытный двигатель был передан советской стороне, далее он оказался на Кировском заводе в Ленинграде. С тех пор ЛКЗ стал одним из ведущих заводов, где занимались разработкой газотурбинных двигателей.
28 мая 1955 года было подписано постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1097-603, которым Ленинградский Кировский завод получил задание на разработку нового газотурбинного двигателя для установки в танк.
Двигатель, получивший обозначение ГТД-1, предназначался для установки в тяжелый танк. Руководил его разработкой главный конструктор СКБ турбинного производства ЛКЗ Г. А. Оглоблин. Работа по двигателю велась совместно с Центральным институтом авиационной техники под руководством А. Х. Старастенко. Всего было изготовлено два образца ГТД-1, мощность которых достигла 1000 л.с. Работы по двигателю шли вплоть до апреля 1962 года. В виду того, что улучшения характеристик ГТД-1 не удалось достичь, работы по этому мотору прекратили. Тем не менее, работы по созданию газотурбинных двигателей продолжились. Их итогом стало создание основного танка Объект 219 с газотурбинным двигателем, принятого на вооружение Советской Армии 6 июля 1976 года под обозначением «Т-80».
Танк Т-80БВ с газотурбинным двигателем экспонируется в Танковом корпусе нашего музея. В 2025 году 9 мая он принимал участие в музейном параде, посвященном 80-летию Победы.