11.08.2025
В экспозиции нашего музея произошло важное пополнение – в Танковом корпусе свое постоянное место занял танк Т-55А
подробнее...
28.05.2025
Празднование Дня Победы 9 мая 2025 в нашем музее. Фотоотчет
подробнее... Смотреть все события

Раздел: Военная история России

28 ноября 1942 года на Горьковском автомобильном заводе был изготовлен опытный образец легкой самоходной артиллерийской установки ГАЗ-71 (СУ-71)

28.11.1942

САУ была разработана осенью 1942 года конструкторско-экспериментальным отделом ГАЗ им. Молотова (ныне Нижний Новгород) под руководством Н. А. Астрова. Создавалась она по тем же тактико-техническим требованиям, что и легкая штурмовая САУ СУ-12. При этом с самого начала требования были ужесточены. Например, завод был обязан использовать не спаренный мотор ГАЗ-203 (как на серийных Т-70 и Т-70Б), а параллельно расположенные двигатели ГАЗ 11 модель 02. Крайне жесткими оказались сроки изготовления: согласно заданию, первый образец САУ сдавался 15 оября 1942 года. Ведущим инженером машины стал В. С. Соловьев, более известный по легковой машине повышенной проходимости ВАЗ-2121 «Нива».

Как и в случае с СУ-12, базой для разработки ГАЗ-71 послужил легкий танк Т-70Б. Можно сказать, что навязанная сверху схема с двумя параллельно расположенными моторами отрицательно повлияла на конструкцию ГАЗ-71. Разместили их вплотную друг к другу, остальные агрегаты трансмиссии уехали назад, под пол боевого отделения. Соответственно, ведущие колеса также уехали назад. При этом высота боевого отделения снизилась, а также усложнилось обслуживание агрегатов САУ.

ГАЗ-71 проиграла конкурс еще до того, как начались ее испытания. Но у победившей СУ-12 был тот же конструктивный недостаток – параллельное расположение моторов ГАЗ-11 модель 202, это было неудачным решением. СУ-12 (СУ-76) преследовали проблемы, что привело к дальнейшей переделке САУ. Так на свет появилась СУ-76М, самая массовая САУ в истории.

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 49