Раздел: Военная история России
4 июля 1956 года был осуществлен первый разведывательный полет американского самолета-разведчика «У-2» над территорией Советского Союза
04.07.1956
В 1955 году в воздух поднялся первый экземпляр нового самолета-разведчика компании Lockheed – Локхид U-2, который был разработан и построен в условиях строжайшей секретности в компании «Сканк Уоркс» («Skunk Works»). Он имел высокие летные характеристики, обеспечивавшие ему возможность полетов на большой высоте и с большой дальностью, которые явились результатом совершенных двигателей и удачной компоновки самолета. В качестве силовой установки использовался двигатель Пратт-Уитни J57 с переработанной системой подачи топлива, крыло самолета с большим удлинением (как у планера) позволяло увеличивать дальность полета за счет переключения двигателя на полетный малый газ и планирования на длинные дистанции.
Самолет U-2 был предназначен для работы на высотах свыше 20 км, где его обнаружение и перехват казались невероятными и был оснащен большим количеством устройств для сбора данных. Разведывательные полеты над странами Восточной Европы начались 20 июня, а первый полет над СССР был осуществлен 4 июля 1956 года с личного одобрения президента США Дуайта Эйзенхауэра.
Всего над территорией СССР c 1956 по 1960 годы было выполнено 24 разведывательных полета самолетов U-2, что позволило выявить большое количество военных и промышленных объектов. Истинное местоположение советского ракетного полигона № 5 (нынешний космодром Байконур) стало известным американской разведке 5 августа 1957 года в результате очередного полета над территорией СССР U-2.
Ценность самолета U-2 была подтверждена в 1962 г., когда эти самолеты обнаружили подготовку стартовых позиций баллистических ракет на Кубе.
То, что разведчик U-2 являлся обнаруживаемым и уязвимым, было продемонстрировано 1 мая 1960 года, когда во время очередного полета над Советским Союзом этот самолет был сбит советской зенитной ракетой С-75. Это был последний полет U-2 над СССР.
