Раздел: Военная история России
21 июня 1958 года состоялся первый полет опытного сверхзвукового бомбардировщика «105», ставшего летным прототипом бомбардировщика Ту-22
21.06.1958
В воздух самолет поднял экипаж в составе летчика-испытателя Ю. Т. Алашеева, штурмана И. Е. Гавриленко и радиста К. А. Щербакова. Работы по самолету «105» начались в июле 1955 года. Согласно проекту, предусматривалось создание сверхзвукового бомбардировщика – носителя ракетного оружия. Использовались турбореактивные двигатели ВД-5Ф разработки Рыбинского завода № 36. Руководил работами по разработке самолета «105» Д. С. Марков. Общее руководство работами осуществлял С. М. Егер.
Опытный самолет «105» был первым образцом сверхзвукового реактивного бомбардировщика, после принятия на вооружение самолет получил индекс – Ту-22. Он стал первым советским серийным сверхзвуковым бомбардировщиком. Достаточно долго новый самолет доводили «до ума». До 1975 года около 70 машин (20 парка) Ту-22 попало в аварии и катастрофы. Самолеты Ту-22 эксплуатировались до начала 1990-х годов и применялись в ряде локальных конфликтов.
Накопленный при создании и эксплуатации этого самолета горький опыт привел к созданию многорежимного сверхзвукового ракетоносца Ту-22М.
