130-мм корабельное орудие Б-13 обр. 1935 г.

В 1934 году ленинградским заводом «Большевик» (бывший Обуховский завод) на базе 130-мм корабельной пушки образца 1911 года было разработано более дальнобойное 130-мм орудие Б-13. В декабре 1935 года Б-13 принимают на вооружение как универсальное корабельное орудие. Система Б-13 превосходила британские и германские аналоги по калибру, углам вертикальной наводки, дальности стрельбы и массе снаряда. Слабым местом Б-13 была сравнительно невысокая скорострельность и низкая живучесть ствола.

В годы Великой Отечественной войны 130-мм пушки Б-13 были самыми распространенными морскими орудиями среднего калибра. Ими были вооружены все лидеры и эсминцы советской постройки до 1945 года, ряд канонерских лодок и некоторые минные заградители, а также большинство береговых батарей. Орудия Б-13 использовались также в составе бронепоездов и железнодорожных батарей. В значительном числе случаев орудия снимались с поврежденных кораблей и передавались в береговые батареи.

В годы Великой Отечественной войны важными достоинствами Б-13 оказались простота и надежность конструкции, даже недостаточная автоматизация Б-13 обернулась достоинством. Благодаря отсутствию приборов и механизмов, требующих электропитания, пушками за несколько часов вооружали железнодорожные платформы и полевые батареи. Для результативной стрельбы орудие нуждалось только в прочном закреплении на какой-либо ровной площадке, будь то бетонный фундамент, временное деревянное основание, железнодорожная платформа или устройства механической тяги. Б-13 очень интенсивно использовалось в качестве стационарного и мобильного орудия береговой обороны. К июню 1941 года в ВМФ имелось 472 артустановки Б-13, из них около 150 орудий было установлено на береговых батареях, а в 1945 году в береговой обороне состояло более 200 орудий Б-13.

Особенно активно Б-13 применялось в береговой обороне Балтийского флота. Для обороны Ленинграда 8 января 1942 года была сформирована 101-я морская железнодорожная артиллерийская бригада, в составе которой воевало 39 орудий Б-13, установленных на железнодорожные платформы. За годы Великой Отечественной войны огнем бригады было уничтожено и подавлено свыше 109 артиллерийских батарей, сожжено и подбито 84 танка и 335 автомашин. В конце войны во время боев за освобождение прибалтийских портов Мемель, Либава и Пиллау железнодорожные батареи Б-13 потопили 5 транспортов и 36 катеров и барж. Прекрасно проявили себя береговые установки Б-13 и в суровых условиях Заполярья. Например, 130-мм береговая батарея № 140 Северного флота во взаимодействии с 100-мм батареями № 221 и № 232 в период с 20 сентября 1942 года по 23 августа 1944 года потопила и повредила 16 транспортов, 1 танкер, 1 тральщик, 9 самоходных барж, 8 сторожевых катеров.

Производство орудий Б-13 продолжалось до 1954 года. Всего было выпущено около 1 200 орудий. На 1 января 1984 года в береговой обороне ВМФ СССР имелось более 500 орудий Б-13.

Масса установки без закладных элементов: 12 800 кг

Скорострельность 6–10 выстрелов в минуту.
Применяемые боеприпасы:

  • осколочно-фугасный ОФ-46, дальность при угле 45° – 25 597 м;
  • полубронебойный ПБ-46, дальность при угле 45° – 25 597 м;
  • дистанционная граната образца 1928 г.,
    дальность при угле 45° – 22 314 м;
  • ныряющий, начальная скорость – 238 м/с,
    дальность при угле 45° – 3 110 м.

Расчет: 11 человек

Артиллерия

Все экспонаты музея

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 49