152-мм пушка большой мощности Бр-2 образца 1935 г.

В конце 1920-х годов в Красной Армии имелось незначительное количество орудий особой и большой мощности. Основную массу составляли морально и технически устаревшие орудия иностранного производства. До революции 1917 года в России не выпускалось орудий этого класса, так как их производство требует очень высокого развития промышленности тяжелого машиностроения. В 1927 году Артиллерийское управление Наркомата Обороны СССР разработало программу создания образцов орудий большой и особой мощности. В начале 1930-х годов в КБ Сталинградского завода «Баррикады» под руководством И. И. Иванова была создана 152-мм пушка большой мощности Бр-2. Для увеличения проходимости ее установили на гусеничный лафет от 203-мм гаубицы большой мощности Б-4. 9 декабря 1935 года орудие Бр-2 вышло на полигонные испытания. Применив ствол с мелкой нарезкой в 1,5-мм, конструкторам удалось довести максимальную дальность стрельбы до 27 000 м. Однако ствол орудия разрушался через 100 выстрелов.

14 марта 1936 года, еще до окончания войсковых испытаний, началось серийное производство 152-мм орудий Бр-2 с мелкой нарезкой ствола на заводе «Баррикады». До декабря 1938 года было произведено 9 орудий. В декабре 1938 года в серию пошли модернизированные орудия Бр-2 с более глубокой нарезкой ствола до 3,1-мм и уменьшенной зарядной каморой. Эти меры позволили несколько увеличить живучесть ствола, однако снизили максимальную дальность стрельбы до 25 000 м. Для сравнения: 152-мм гаубица-пушка МЛ-20 образца 1937 г., составлявшая во время Великой Отечественной войны основу мощной артиллерии Резерва Верховного Главнокомандования, имела дальность стрельбы на 5 км меньше, чем Бр-2. С 1938 по 1941 годы было выпущено 28 орудий Бр-2 с глубокой нарезкой ствола. Всего с 1936 по 1941 годы заводом «Баррикады» было произведено 37 орудий Бр-2. 24 орудия вошли в состав пушечного полка особой мощности артиллерии Резерва Главного Командования, остальные были включены в систему береговой обороны Северного флота.

Основной проблемой Бр-2 стал гусеничный лафет. Возможность маневра огнем сильно ограничивались углом горизонтальной наводки, составлявшим лишь 8°. Для поворота орудия за пределы угла горизонтальной наводки силами расчета требовалось более 25 минут. На небольшие расстояния орудие могло перемещаться в неразобранном виде со скоростью 5–8 км/ч, на большие расстояния Бр-2 буксировалась в разобранном виде: ствол отдельно на специальной орудийной повозке, лафет – отдельно. Живучести и мобильности системы не способствовали и необходимость разборки пушки на походе, а также отдельная ствольная повозка. Орудие перемещалось с трудом даже при использовании самых мощных отечественных тягачей. В условиях плохой проходимости (гололед или распутица) данная система практически полностью теряла подвижность. Пушка Бр-2 стреляла только своими собственными, специально для нее разработанными боеприпасами; причем орудия с глубокой и мелкой нарезкой также имели свои собственные невзаимозаменяемые снаряды. Вес осколочно-фугасного снаряда составлял почти 50 кг.

Орудия Бр-2 применялись для уничтожения ДОТов на «Линии Маннергейма» во время советско-финской войны в 1939–1940 годы. В ходе Великой Отечественной войны пушки Бр-2 активно участвовали в обороне Ленинграда, а также в Берлинской наступательной операции в апреле – мае 1945 года. В 1955 году пушки Бр-2 прошли капитальную модернизацию, для орудия был разработан новый колесный лафет. Транспортировка орудия стала нераздельной, скорость буксировки существенно возросла: до 35 км/ч. Модернизированные орудия получили индекс Бр-2М и находились на вооружении Советской Армии до 1970-х годов.

Краткие тактико-технические характеристики 152-мм пушки Бр-2

Калибр: 152 мм

Боевая масса:  18 200 кг

Максимальная дальность стрельбы:

  • 27 000 метров при мелкой нарезке ствола
  • 25 000 метров при глубокой нарезке ствола 

Скорострельность: 1 выстрел в 2 минуты
Применяемые боеприпасы: осколочно-фугасные, бетонобойные

Скорость возки до и после модернизации в 1955 году: 15/35 км

Расчет: 15 человек

Артиллерия

Все экспонаты музея

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 49