Американский средний танк М4А2 «Шерман»

К началу Второй мировой войны США подошли, практически не имея на вооружении средних или тяжелых танков. В феврале 1941 года началось проектирование среднего танка, по итогам которого в сентябре 1941 года появился прототип Т6. Танк имел классическую немецкую компоновку, с размещением моторного отделения сзади, а трансмиссионного – в передней части танка. Литая башня кругового вращения с 75-мм орудием установлена практически по центру танка. Танк начали серийно производить с февраля 1942 года под обозначением М4. Всего по июль 1945 года было выпущено 49’234 танка (не считая танков канадского производства). Это наиболее массовый американский танк. Название «Шерман» он получил в честь американского генерала Уильяма Шермана. Выпускалось большое количество различных модификаций «Шерманов»: М4А1, М4А2, М4А3 и др. Они отличались двигателями, конструкцией подвески, вооружением. Существовало множество вариантов корпуса танка, незначительно отличавшихся формой и весьма значительно – технологией изготовления. Литой корпус получил только M4A1, корпуса других модификаций М4 имеют сварную конструкцию.

В СССР по программе ленд-лиза поставлялись M4A2 – вариант машины с дизельным двигателем, поскольку одним из требований к танку в СССР было наличие дизельной силовой установки. В американской армии дизельные танки не использовались. Поставки «Шерманов» в СССР начались фактически в конце 1943 года. Всего в нашу страну прибыло 3’938 «Шермана», 164 танка были потеряны при проводках конвоев. Это был самый многочисленный танк иностранного производства в Красной Армии.

Наши танкисты любили «Шерманы», он получил прозвище «эмча» (от М4). Главным достоинством М4 считался комфорт работы для экипажа, несомненным плюсом были хорошие прицелы и мощная радиостанция. В целом «Шерман» практически полностью соответствовал советскому Т-34-76, уступая ему в защищенности бортов. Т-34-85 превосходил «Шерман» в калибре орудия и защищенности лобовой проекции башни. К недостаткам М4А2 относили высокий силуэт, плохую проходимость по скользким зимним дорогам и в весенне-осеннюю распутицу, недостаточную бронепробиваемость 75-мм пушки, более высокую пожароопасность по сравнению с Т-34.

«Шерман» был одним из самых надежных и неприхотливых танков и лучшим средним танком войны по этому показателю. Минусом являлась его меньшая, по отношению к советским танкам, ремонтопригодность, особенно в полевых условиях. Танк требовал более квалифицированного обслуживающего и ремонтного персонала.

В Красной Армии «Шерманы» старались объединять в отдельные части для упрощения подготовки экипажей и снабжения. Например, 1-й гвардейский механизированный корпус, 8-й гвардейский танковый корпус, 9-й гвардейский механизированный корпус были вооружены только этим типом танка.

В нашем музее танк М4А2 «Шерман» можно увидеть в Танковом корпусе.


 

Тактико-технические характеристики М4А2 «Шерман»

Боевая масса: 30,3 т

Экипаж: 5 человек

Пушка: 75-мм, боекомплект 97 снарядов
Пулеметы: один 12,7-мм, два 7,62-мм

Двигатель: дизельный, 375 л. с.
Скорость: до 45 км/ч

Бронетехника, тягачи

Все экспонаты музея

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 49