Перейти в галерею
Перейти к просмотру Видеоэкскурсия по Музею
15.03.2019
Выставка «Русский Максим» в Музее отечественной военной истории
подробнее...
20.02.2019
Приглашаем вместе отметить 23 февраля!
подробнее... Смотреть все события

Бронетранспортер БТР-152

В ходе боевых действий Великой Отечественной войны, особенно в тот период, когда Красная Армия вела наступательные действия, выявилась острая необходимость в БТР – специальной бронемашине для транспортировки мотопехоты. Дело в том, что бойцы стрелковых частей, действуя в пешем порядке, не поспевали за танками, и танкисты, оторвавшись от пехоты, оказывались один на один с фаустниками и несли большие потери от огня из фаустпатронов.

Попытки создания собственного БТРа предпринимались в нашей стране еще во время войны. Так, в конструкторском бюро Московского автомобильного завода имени Сталина (ЗИС) в 1944 году был разработан полугусеничный бронетранспортер Б-3. Он создавался на шасси полугусеничного грузовика ЗИС-42. Однако опытный образец бронетранспортера Б-3 не выдержал полигонных испытаний, и потому на вооружение не принимался и в серию не пошел.

Следующую попытку советские конструкторы предприняли уже после войны: в мае 1947 года на полигонные испытания вышел бронетранспортер под кодовым обозначением «140», созданный на базе готовящегося к производству грузовика ЗИС-151. Бронекорпус этого бронетранспортера был позаимствован у предшествующей разработки – модели Б-3. Ходовая же часть по сравнению с базовым шасси претерпела значительные усовершенствования.

Так, в конструкцию БТР было сразу же заложено применение односкатных десятислойных шин низкого давления с увеличенным сечением и развитыми грунтозацепами. Все мосты были ведущими и обладали одинаковой 1720-миллиметровой колеей. Преимуществом такой схемы было заметное снижение сопротивления качению колес большего диаметра, обеспечивавшее резкое увеличение проходимости по слабым грунтам, лучшее уплотнение колеи и меньшая работа, затраченная на ее образование. Повышению проходимости БТР должна была содействовать и лебедка, устанавливаемая впереди под носовым бронекапотом, в отличие от американских машин, где она размещалась открыто.

В этот раз испытания завершились успешно, и 24 марта 1950 года бронетранспортер был принят на вооружение под индексом БТР-152. Уже к концу года армия получила несколько сот новых боевых машин.

Экипаж БТР-152 состоял из двух человек – водителя и пулеметчика, который одновременно являлся и командиром экипажа, но не командиром десанта. Десант же составлял 17 солдат – вдвое больше, чем в современных БМП и БТРах.

БТР-152 стал основной бронемашиной мотострелковых соединений Советской Армии, ее подлинной рабочей лошадкой, а его создатели в 1950 году были удостоены Государственной премии.

Однако к середине 50-х годов встал вопрос дальнейшего повышения проходимости бронетранспортеров. Проведенные в 1949–1953 годах исследовательские работы показали, что применение шин большого профиля и диаметра с регулируемым внутренним давлением позволит по проходимости приблизить колесные машины к гусеничным. К тому же с помощью компрессора можно было восполнить утечку воздуха при пулевых пробоинах.

Опытный БТР-152В, оснащенный такой системой и малогабаритной лебедкой, в июне 1954 года был показан в движении по болоту тогдашнему министру обороны СССР маршалу Жукову и получил его одобрение. Двадцать таких машин, изготовленных по приказу Жукова, на маневрах Белорусского военного округа продемонстрировали полное превосходство перед прежним вариантом БТРа. После этого в октябре 1955 года впервые в мировой практике началось серийное производство бронетранспортеров, оснащенных такими системами. Все последующие образцы советских БТР обязательно оснащались системой регулирования давления в шинах.

Последней модификацией 152-го стал БТР-152К. Его появление было вызвано критическим осмыслением опыта боевых действий во время подавления мятежа в Венгрии осенью 1956 года. Тогда повстанцы обстреливали наши БТРы и закидывали их бутылками с зажигательной смесью с крыш и балконов зданий, нанеся нашим войскам серьезный урон. Поэтому уже в 1957 году вышла первая партия БТРов с закрытым корпусом. Десантное отделение было поднято по высоте на 300 мм и закрывалось 8-миллиметровой крышей, приваренной к корпусу, на всю длину которой имелся продольный люк с тремя откидными крышками.

Десант был сокращен до 13 человек, собственное пулеметное вооружение на части машин отсутствовало, но на крыше устанавливались четыре кронштейна для крепления станковых пулеметов СГМБ или ПКТ. Десант мог брать с собой ручные пулеметы РПК и даже единые ПК. Боевая масса 152К не возросла, но погрузочная увеличилась на 400 кг. Введение крыши ощутимо снизило уязвимость десанта и всего БТР. Появилась возможность полной герметизации корпуса для безопасного преодоления зараженного радиоактивными и отравляющими веществами пространства.

БТР-152 выпускался до 1962 года, а на вооружении простоял до 1993, в некоторых же странах он состоит на вооружении и до сих пор. Тем не менее, с начала 60-х годов основным БТРом Советской Армии становится БТР-60.

Боевая масса: 8,95 т

Экипаж 2 человека: механик-водитель и командир (пулеметчик)

Размеры  
Длина корпуса: 6830 мм
Ширина корпуса:   2320 мм
Высота: 2410 мм

Бронирование  
Лоб корпуса: 13 мм
Борт корпуса:        6–10,8 мм
Корма корпуса: 9 мм
Днище: 4 мм
Крыша корпуса: 5–8 мм

Мощность двигателя: 110 л. с.
Скорость по шоссе: 65 км/ч

Все экспонаты музея

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 49