Советский бронетранспортер БТР-50

В конце 1947 года в Главном бронетанковом управлении состоялось заседание, посвященное вопросу форсирования танками водных преград. Предусматривалось начать проектирование легких плавающих танков и БТР. Весной 1948 года КБ завода «Красное Сормово» было выдано ТТЗ на проектирование плавающих БТР и легкого танка для оснащения моторизованных стрелковых частей бронетанковых войск Советской Армии.

16 июля 1948 года вышел приказ по Министерству транспортного машиностроения № 237, в котором говорилось, что завод «Красное Сормово» обязан закончить проектирование и к 1 июня 1949 года изготовить и испытать образец плавающего бронетранспортера и легкого танка. В мае 1949 года на полигоне завода «Красное Сормово» прошли ходовые испытания плавающего БТР Р-40 и плавающего танка Р-39, которые выявили несовершенство конструкции этих машин. Проект по БТР Р-40 и Р-39 был свернут в августе 1949 года. Опытные образцы, техническую документацию, оснастку и запас 10-мм броневых листов передали на челябинский опытный завод № 100 (в структуре Челябинского Кировского завода). Ленинградскому ВНИИ-100, в кооперации с челябинским заводом № 100 (ЧКЗ), поручили заново перепроектировать плавающий гусеничный БТР и легкий танк, с максимальной унификацией обеих машин.

В октябре главный конструктор ВНИИ-100 Ж. Я. Котин присвоил плавающему БТР индекс «объект 750», а плавающему легкому танку индекс «объект 740». Непосредственным разработчиком плавающего танка и БТР стал Н. Ф. Шамшурин. Первый опытный образец бронетранспортера был изготовлен в апреле 1950 года, в июле на заводских испытаниях объект 750 затонул в карьере по причине плохого закрепления нижних лючков в корпусе.

В сентябре 1950 года два БТР (объект 750) были предъявлены на государственные испытания, проводимые в городе Бровары Киевской области. Однако БТРы не выдержали пробега на гарантийный километраж и были отправлены в ЧКЗ на доработку. Новые бронетранспортеры в августе 1951 года прошли государственные испытания. На войсковых испытаниях, по инициативе конструкторов, внутрь открытого боевого отделения БТР закатывалась 85-мм пушка Д-44 (на колесном ходу). Орудие вело прицельный огонь, в то время как БТР двигался по суше или преодолевал водные преграды. Таким образом при движении по суше БТР (объект 750) превращался в легкую САУ, а при движении по воде – в малый бронекатер. Постановлением СМ СССР № 175-89сс от 30 января 1954 года бронетранспортер «объект 750» приняли на вооружение. Машине присвоили обозначение БТР-50П.

Изготовителем новой машины, как и в случае с плавающим танком ПТ-76, был определен Сталинградский тракторный завод. В 1955 году началось массовое производство БТР-50П. Серийное производство наиболее массовой модификации бронетранспортера – БТР-50ПК (объект 750ПК) началось в 1958 году. Основным его отличием от базовой версии была крыша над десантным отделением, в которой имелось три люка для посадки/высадки десанта. На базе БТР-50ПК в 1958 году сконструировали командно-штабную машину БТР-50ПУ (объект 750К), которая предназначалась для обеспечения управления в мотострелковых и танковых частях. В штабном отделении БТР-50ПУ находился узел связи, который включал в себя комплекс проводных, радио- и радиорелейных средств. Машина оснащалась навигационной аппаратурой и мощными аккумуляторами. Впоследствии БТР-50ПУ неоднократно модернизировали. В основном это делалось за счет изменения состава оборудования. Это привело к появлению БТР-50ПУМ и БТР-50ПУМ1. Последнюю в 1972 году приняли на вооружение.

В конце 1960-х годов серийное производство бронетранспортеров БТР-50ПК завершилось. По западным данным было изготовлено 6,5 тысяч бронетранспортеров БТР-50 всех модификаций.

Тактико-технические характеристики БТР-50ПК

Боевая масса: 14‘200 кг

Экипаж: 2 человека
Десант: 20 человек или 2’000 кг груза

Размеры
Длина корпуса: 7’070 мм
Ширина корпуса: 3’140 мм
Высота корпуса: 2’030 мм

Бронирование
Броня лба: 10 мм
Броня корпуса:  8 мм
Броня кормы:  6 мм

Вооружение: 1 пулемет 7,62 мм

Мощность дизельного двигателя В-6: 240 л. с.
Тип водяного движителя: водометный

Запас хода по шоссе до 420 км.
Запас хода по пересеченной местности до 140 км.
Запас хода на плаву до 80 км.

Скорость хода по шоссе 44 км/ч.
Скорость хода на плаву 10,2 км/ч.

Источники:

  1. Свирин M. H. Стальной кулак Сталина. История советского танка 1943–1955. – M.: Яуза, Эксмо, 2006.
  2. Свирин M. H. Бронетранспортер БТР-50. Журнал «Военное обозрение», 08/2012.  

Все экспонаты музея

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 49