152-мм гаубица образца 1938 г. (М-10)

К началу 1930-х годов руководству РККА стало очевидно, что состоящие на ее вооружении тяжелые 152-мм гаубицы периода Первой мировой войны устарели и не удовлетворяют современным требованиям к орудиям такого класса. Основными недостатками этих орудий являлись:

  • низкая мобильность из-за отсутствия подрессоривания;
  • малые углы наведения, особенно горизонтального, что обуславливалось устаревшей конструкцией однобрусного лафета;
  • недостаточная дальность стрельбы по причине небольшой длины ствола и недостаточного угла возвышения.

В 1937 году на заводе № 172 в Мотовилихе в КБ под руководством Ф. Ф. Петрова начинается проектирование новой гаубицы современной конструкции. 29 сентября 1939 года М-10 была принята на вооружение под официальным наименованием «152-мм дивизионная гаубица образца 1938 г.».

152-мм гаубица М-10 серийно производилась двумя заводами – № 172 в Мотовилихе под Пермью и № 235 в городе Воткинске с декабря 1939 года по сентябрь 1941 года. Всего изготовили 1522 орудия, не считая опытных образцов. В 1939 году было выпущено 4 гаубицы, в 1940 году – 685 и в 1941 году – 833. Помимо буксируемого варианта с января 1940 года по июнь 1941 года также выпустили не менее 213 танковых гаубиц образца 1938/40 гг. (М-10Т), предназначенных для установки в башню тяжелого танка КВ-2.

С первых же дней Великой Отечественной войны это орудие вступило в бой. Гаубица использовалась для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника, его фортификациям и заграждениям, важным объектам в его ближнем тылу. Большой угол горизонтальной наводки и достаточно мощная баллистика позволяли орудию успешно бороться с танками. Однако в ходе летних боев 1941 года гаубицы М-10 понесли большие потери (в западных военных округах перед войной было 773 таких орудия, практически все они были потеряны), и в том же году их серийное производство было прекращено. Уцелевшие М-10 использовались в течение всей войны.

Основных причин завершения производства 152-мм гаубицы М-10 вскоре после начала Великой Отечественной войны было две.

Первой из них является «потеря назначения»: из дивизионной артиллерии шестидюймовые гаубицы убрали по совершенно объективным факторам, а корпусная артиллерия просто перестала существовать как таковая. Стрелковые и танковые корпуса в августе – сентябре 1941 года были расформированы из-за больших трудностей в управлении и комплектовании материальной частью. В армейской артиллерии и артиллерии резерва верховного главнокомандования уже находилась 152-мм гаубица-пушка МЛ-20, с которой М-10 конкурировать по своим огневым качествам не могла, а обусловленная меньшей массой ее более высокая мобильность там не была востребована.

Второй причиной была необходимость восстанавливать производство 45-мм противотанковых и 76-мм дивизионных пушек, а также наращивать объемы выпуска 122-мм пушек А-19 и 152-мм гаубиц-пушек МЛ-20. После катастрофических потерь лета 1941 года РККА очень остро нуждалась во всех этих артиллерийских системах. Завод № 235 в Воткинске получил приказ заняться изготовлением «сорокапяток», а завод № 172 в Мотовилихе – в разы увеличенный план по количеству подлежащих сдаче в армию А-19 и МЛ-20. Для этого требовалось задействовать все резервы, в том числе и освободившиеся за счет снятия 152-мм гаубиц с производства.

В другие страны лицензии на производство 152-мм гаубицы М-10 не продавались, нигде также не было их «пиратского» выпуска.

Калибр: 152 мм

Масса в боевом положении: 4150 кг

Углы обстрела  
Возвышения: (макс.) 65°
Снижения: (мин.) -1°
Горизонтальный:   50°

Скорострельность 3–4 выстрела в минуту.

Скорость возки по шоссе до 35 км/ч.  

Все экспонаты музея

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 49