76-мм самоходная артиллерийская установка СУ-26

В середине 1930-х гг. была реализована идея установки на шасси танка Т-26 вместо 45-мм пушки более мощного артиллерийского вооружения, которая привела к созданию САУ СУ-1, СУ-5, СУ-6 и АТ-1. До мелкосерийного выпуска дошла только СУ-5.

В первые месяцы лета 1941 года в ремонт поступило значительное количество поврежденных легких танков Т-26. Стала очевидна неспособность «двадцать шестых» на равных бороться с новыми модификациями немецких средних танков Pz.III и Pz.IV, и Т-26 стали приспосабливать под другие цели. Помимо ремонтных и эвакуационных машин на ходовой части Т-26 небольшими сериями выпускались САУ огневой поддержки.

По решению Военного Совета Ленинградского фронта производство 76-мм САУ на базе танка Т-26 было развернуто в 1941–1943 гг. на заводе подъемно-транспортного оборудования имени С. М. Кирова (г. Ленинград). С танка снималась башня и подбашенная коробка, для механика-водителя делалась отдельная рубка. Над боевым отделением монтировался силовой каркас и настил, который продолжался над моторным отделением. К платформе крепилась тумба, а на нее устанавливалось орудие и щитовое прикрытие расчета – своеобразная башня. Конструкция обеспечивала возможность вращения и ведения кругового обстрела. Внутри башни в походном положении размещался расчет из трех человек. В качестве вооружения была использована 76,2-мм полковая пушка образца 1927 г., в лобовой части рубки устанавливались два 7,62-мм пулемета ДТ. В документах эти САУ проходили под разными названиями: СУ-Т-26, Т-26-СУ, Т-26-6, СУ-26 или просто СУ-76. Всего в Ленинграде было построено около 30 машин.

Уже с января 1942 года СУ-26 стали поступать в действующие части Волховского и Ленинградского фронтов, где они принимали участие в боях с немецко-фашистскими захватчиками в составе 122-й, 123-й, 124-й и 125-й танковых бригад вплоть до середины лета 1944 года. СУ-26 показали высокую боевую эффективность. Эти самоходные установки успешно применялись как мобильное средство артиллерийской поддержки, уничтожая вражескую пехоту и легкие укрепления.

Находящаяся в экспозиции музея САУ СУ-26 произведена осенью 1941 года в блокадном Ленинграде, входила в состав 122-й танковой Краснознаменной бригады. В ожесточенном сражении в январе – марте 1942 года на рубеже реки Мга у станции Погостье эта СУ-26 погибла в бою. Тщательное воссоздание боевой машины из найденных и собранных на бывшем поле боя фрагментов корпуса заняло несколько лет. Это единственная в мире самоходная установка СУ-26, машина-воин, непосредственный участник героического сражения за город Ленинград.

На машине, представленной в Танковом корпусе нашего музея, нанесены тактические знаки, соответствующие самоходным установкам 122 танковой бригады, воевавшим зимой – летом 1942 года в районе станции Погостье под Ленинградом.


 

Тактико-технические характеристики:

Боевая масса: 8,0 т

Экипаж: 4 человека

Бронирование: до 15 мм (корпус), до 7,5 мм (рубка)

Вооружение: 76-мм пушка образца 1927 г./два 7,62-мм пулемета ДТ
Боекомплект: 48 снарядов/1134 патронов
Дальность стрельбы: до 7100 м

Скорость: до 30 км/ч

Запас хода: до 120 км

История реставрации 76-мм самоходной артиллерийской установки СУ-26

Бронетехника, тягачи

Все экспонаты музея

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 49