Тяжелый танк Т-10

В конце 1940-х годов на вооружении Советской Армии находились сразу три тяжелых танка: ИС-2, ИС-3 и ИС-4. Для армии было дорого и неудобно иметь такое большое количество разных типов тяжелых танков, также каждая из этих моделей была недостаточно надежна и маневренна. В конце 1948 года Главным бронетанковым управлением было выдано техническое задание на создание нового тяжелого танка массой не более 50 тонн. Главным конструктором был назначен Жозеф Котин. В 1949 году была выпущена установочная партия из 10 машин, танк назвали ИС-8 в честь И. В. Сталина. В ходе войсковых испытаний было выявлено много недостатков, в том числе недостаточный ресурс двигателя. Доводка продолжалась до декабря 1952 года. После смерти И. В. Сталина в марте 1953 года название танка сменилось на Т-10, под которым он и был принят на вооружение.

Сварной корпус Т-10 имел сложную коробчатую форму с лобовой частью в форме «щучьего носа». Башня литая, обтекаемой формы с переменными углами наклона стенок и переменной толщиной от 250-мм в носовой части до 40-мм на литой части крыши. Вооружен танк был 122-мм пушкой Д-25ТА с длиной ствола 48 калибров и спаренным с ней 12,7-мм пулеметом ДШКМ. Прицельная дальность стрельбы составляла 5000 м. Танк приводился в движение 12-цилиндровым V-образным дизельным двигателем В-12-5 (из семейства В-2) объемом 38’880 куб. см и мощностью 700 л. с. В 1955 году на танк установили пушку Д-25ТС с механизмом досылания снаряда и гильзы, эжекционным устройством для удаления пороховых газов из ствола после выстрела и стабилизатором орудия в вертикальной плоскости. Модернизированная машина получила обозначение Т-10А. Скорострельность при использовании механизма досылания составляла 3–4 выстрела в минуту, а при заряжании вручную 2–3 выстрела в минуту. В 1957 году была принята на вооружение новая модификация танка Т-10Б. Основное ее отличие – применение уже двухплоскостного стабилизатора орудия и нового прицела. Т-10 производился серийно с 1953 по 1966 год на Челябинском тракторном заводе и с 1958 по 1962 год на Ленинградском Кировском заводе, всего было выпущено 1539 машин.

На момент создания по своим боевым характеристикам Т-10 был лучшим тяжелым танком в мире: он превосходил по вооружению, подвижности и тяжелый американский танк М103, и тяжелый британский танк FV 214 «Conqueror», при этом он был меньше конкурентов по габаритам. Танк Т-10 находился на вооружении нашей армии более 40 лет: с 1953 по 1997 годы. Т-10 стал последним тяжелым танком СССР, впоследствии победила концепция основного танка и, начиная с Т-62, на вооружение нашей армии принимались не легкие, средние или тяжелые, а основные боевые танки.

Для нашего музея Т-10 оказался тяжелым не только по своей массе, но и по сложности реставрации. Мы получили в 2017 году груду металлолома с артиллерийского полигона, и почти 5 лет ушло на создание музейного экспоната. Краткая история реставрации в фотографиях представлена здесь.

Сейчас Т-10 экспонируется в Танковом корпусе нашего музея.

Тактико-технические характеристики

Экипаж: 4 человека

Масса: 50 т

Скорость по шоссе: 42 км/ч
Запас хода по шоссе: 200 км

Вооружение: 122-мм пушка Д-25ТА, 2 пулемета 12,7-мм ДШКМ
Боекомплект: 30 выстрелов раздельного заряжания

История реставрации танка Т-10

Бронетехника, тягачи

Все экспонаты музея

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 49