Перейти в галерею
Перейти к просмотру Видеоэкскурсия по Музею
11.04.2024
Празднование Дня Победы в Музее отечественной военной истории
подробнее...
11.04.2024
Программа праздника 9 мая 2024 года, Падиково
подробнее... Смотреть все события

Средний танк Т-34-76 (ранний тип, сентябрь 1941 г.)

Танк Т-34 был создан в конце 1930-х годов в Харькове на заводе № 183 им. Коминтерна под руководством М. И. Кошкина и А. А. Морозова, был на вооружении нашей армии с декабря 1939 года по сентябрь 1997 года. Признан шедевром мирового танкостроения и стал самым массовым танком в мире, состоял на вооружении и успешно применялся в 46 государствах.

В 1941 году танк Т-34 благодаря своей подвижности, высокой проходимости, мощной броне, расположенной под рациональными углами наклона, великолепной 76-мм пушке, пробивавшей броню немецких танков на дистанции 1,5–2 тысячи метров, представлял собой совершенно новый тип танкового оружия. Т-34 показал привыкшим к победам немецким танкистам свое превосходство в вооружении, броне и маневренности и в корне изменил тактику действий танковых войск. Если до появления Т-34 на поле боя к конструкции танка и его вооружению предъявлялись требования подавлять пехоту противника и поддерживающие пехоту средства, то теперь также выдвигалось требование на максимально далекой дистанции поражать вражеские танки, с тем чтобы создавать предпосылки для последующего успеха в бою.

Первые «тридцатьчетверки» стали поступать в войска в конце осени 1940 года. К 22 июня 1941 года в Красной Армии было 1’066 танков Т-34. Танк считался сверхсекретным, и для сохранения технических характеристик в тайне многие экипажи обучались и тренировались на неходовых макетах, мало проводили времени с боевой машиной. Это привело к тому, что к началу Великой Отечественной войны в основном экипажи плохо знали материальную часть и не имели опыта реальной эксплуатации Т-34.

Крайне важными в военное время достоинствами Т-34 были его не очень большая цена и высокая ремонтопригодность даже в условиях полевых армейских мастерских. К недостаткам первых ранних моделей Т-34 относились: плохая обзорность, малое количество радиофицированных машин, тесное боевое отделение, объединение в одном лице командира танка и наводчика орудия, малый ресурс двигателя. Практически все эти недостатки были устранены в конце 1942 – начале 1943 гг.

К особенностям Т-34 раннего типа выпуска 1941 года можно отнести: скругленную спереди башню с одним большим люком и смотровыми приборами по бокам башни; люк механика-водителя толщиной 45 мм с одним смотровым прибором; отсутствие сферической бронировки на курсовом пулемете у стрелка-радиста; тросы с плетеными, а не с литыми коушами; отсутствие системы механической подбивки пальцев в гусеницах; широкие траки с датой отливки на них; сплошные катки с перфорированной грузошиной, балансиры катков удерживались специальными «струнами».

На наш Т-34 нанесены тактические знаки 17-й танковой бригады осени 1941 года. В октябре 1941 года танкисты 17-й танковой бригады защищали Москву на Варшавском шоссе в районе Медыни.

Предсерийный танк Т-34, совершивший в марте 1940 года в обстановке строгой секретности демонстрационный пробег под управлением М. И. Кошкина из Харькова в Москву, имел наименование А-34. На Красной площади танк был продемонстрирован руководству СССР во главе с И. В. Сталиным. В целом танк получил высокую оценку, были даны указания машину окончательно доработать, после чего запустить в массовое производство под классическим индексом «Т-34». Фактически модель «А-34» от «Т-34» отделяли 80 недостатков, которые в итоге и исправили. Танк, представленный в нашем музее, на броне несет во многих местах маркировку «А-34», это заводской индекс Т-34, такая маркировка встречается на машинах 1940 и 1941 года выпуска.

На траках ранних Т-34 указывалась дата отливки трака, на некоторых траках нашего танка стоит дата: 21 июня 1941 года.

Схема бронирования Т-34 (ранний тип)

 

Тактико-технические характеристики Т-34 (ранний тип, выпуск 1941 г.):

Боевая масса: 27,5 т

Экипаж: 4 человека

Количество выпущенных: 35’530 шт. (все Т-34 с пушкой 76 мм)

Бронирование: 40–45 мм

Вооружение: 76-мм пушка Л-11 или Ф-34, 2 пулемета ДТ
Боекомплект пушки: 77 снарядов

Двигатель: В-2 дизель, мощность 500 л. с.

Скорость по шоссе: 54 км/ч, вне дорог 36 км/ч
Запас хода по шоссе: 230–300 км
Преодолеваемый подъем: 36°
Преодолеваемый брод: 1,3 м

Бронетехника, тягачи

Все экспонаты музея

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 49