Малый плавающий танк Т-38

Танк Т-38 был разработан на основе танка Т-37А и фактически являлся его улучшенной версией. Эксплуатация плавающих танков Т-37А в войсках выявила у них большое количество недостатков: ненадежная трансмиссия и ходовая часть, часто спадали гусеницы, мал запас хода, недостаточен запас плавучести. Поэтому КБ завода №37 (Москва) получило задание на проектирование нового танка-амфибии на базе Т-37А. Работы начались в конце 1934 года под руководством нового главного конструктора завода Н. А. Астрова. В июне 1935 года опытный образец танка, получившего армейский индекс Т-38, вышел на испытания. Компоновка плавающего Т-38 была аналогична танку Т-37А, но механик-водитель был размещен справа, а башня слева. На Т-38 был установлен тот же двигатель, что и на его предшественнике – ГАЗ-АА мощностью 40 л. с. Для движения машины на плаву использовался трехлопастной винт и плоский руль. В то время ни в одной из армий мира таких танков не было.

В 1936 году Т-38 был принят на вооружение в качестве разведывательного танка и серийно производился до 1939 г. Всего было изготовлено 1 382 танка. Т-38 состояли на вооружении танковых и разведывательных батальонов стрелковых дивизий, разведывательных рот отдельных танковых бригад. В 1938–1939 годы с Т-38 проводились эксперименты по его авиадесантированию. Небольшие габариты и масса танка позволяли осуществлять его перевозку под фюзеляжем тяжелого бомбардировщика ТБ-3 между тележками шасси. Эти эксперименты выявили малую пригодность танка к десантированию на водную поверхность, и разработка технологии авиадесантирования танков Т-38 этим способом была прекращена.

В составе стрелковых и кавалерийских частей Красной Армии Т-38 приняли участие в «освободительном походе» в Западную Украину и Белоруссию в сентябре 1939 года. Осенью 1939 года частях Ленинградского военного округа насчитывалось 435 танков Т-38 и Т-37, которые активно участвовали в боях во время советско-финской войны 1939-1940 гг. На эти машины кроме задач разведки и поддержки пехоты также возлагалась охрана командных пунктов дивизий, вывоз с поля боя раненых и доставка боеприпасов. Накануне Великой Отечественной войны в штат воздушно-десантного корпуса входил танковый полк, на вооружении которого должны были состоять 50 единиц Т-38.

В тяжелой обстановке первого года Великой Отечественной войны плавающие танки применялись, главным образом, для непосредственной поддержки пехоты, для чего они были совершенно не предназначены. Немецкая армия имела большое количество 37-мм противотанковых пушек и противотанковых ружей, легко пробивавших тонкую броню легких танков, что неизбежно приводило к их большим потерям. В итоге уже к концу 1941 года Т-38 на фронте осталось немного. В 1944 году участие Т-38 при захвате плацдарма на реке Свирь стало последним известным случаем боевого применения советских плавающих танков.

Схема бронирования:
 

Боевая масса: 3,3 т

Экипаж: 2 человека

Вооружение: 7,62-мм пулемет ДТ
Боекомплект: 1512 патронов

Бронирование: до 9 мм

Двигатель бензиновый: мощностью 40 л. с.
Максимальная скорость: по шоссе – 40 км/ч, на плаву – 6 км/ч
Запас хода: по шоссе – 250 км

Все экспонаты музея

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 49