Танк МС-1 (Т-18)

В середине 1920-х годов Красная Армия крайне нуждалась в пополнении своего танкового парка. В 1926 году в СССР была принята трехлетняя программа танкостроения, в ее рамках в 1926 году конструкторская группа под руководством С. П. Шукалова и В. И. Заславского начала разработку малого танка Т-18. В мае 1927 года на ленинградском заводе «Большевик» (Обуховский завод) был собран первый образец, который совмещал в себе небольшие размеры, противопульную броню толщиной 16 мм и мощное для тех лет пушечно-пулеметное вооружение, состоящее из 37-мм пушки Гочикса и спаренного 6,5-мм пулемета Федорова, впоследствии замененного на 7,62-мм пулемет ДТ. Танк имел некоторое внешнее сходство с легким танком «Рено русский».

Расположенный поперек корпуса бензиновый двигатель А. А. Микулина мощностью 35 л. с. разгонял танк до 17,5 км/ч, запас хода по шоссе составлял 100 км. В устройстве ходовой части применялась свечная пружинная подвеска. В июне 1927 года танк Т-18 прошел государственные испытания и был принят на вооружение РККА под войсковым индексом МС-1 («Малый танк сопровождения образца 1927 г. (Т-18)»). За четыре года было выпущено 962 танка. Первые танки МС-1 приняли участие в параде, посвященном XII годовщине Октябрьской социалистической революции, 7 ноября 1929 года. В ноябре 1929 года 10 танков МС-1 приняли активное участие в советско-китайском конфликте на КВЖД. В боях за станции Джайлайнор и Маньчжурия советские танки вели в атаку стрелковые подразделения, бесстрашно преодолевали китайские траншеи, точным огнем уничтожали пехоту противника.

В конце 1920-х – начале 1930-х годов МС-1 составлял основу танкового парка РККА. В то же время танк не совсем устраивал командование РККА: он был медленным, плохо преодолевал преграды в виде окопов и проволочных заграждений, имел слабое пушечное вооружение. Конструкторы модернизировали машину – была доведена до 40 л. с. мощность двигателя, что позволило увеличить максимальную скорость до 22 км/ч, при этом запас хода вырос до 120 км. Была поставлена 4-скоростная коробка передач (была 3-х), установлена новая пушка (того же 37-мм калибра) и пулемет калибра 7,62-мм, предусмотрено место для радиостанции. Радиостанция на МС-1 так и не появилась, единственным средством внешней связи была флажковая сигнализация, внутренней связи в МС-1 тоже не было. «Новая-старая» машина под индексом «МС-1 (Т-18) образца 1930 г.» выпускалась всего год – в конце 1931 года ее производство прекратили. К середине 1930-х годов танки МС-1 устарели и применялись в основном в учебных частях. 2 марта 1938 года 700 танков были переданы укрепленным районам приграничных округов для создания неподвижных огневых точек – башенных дотов. Танки закапывались в землю по башню, как правило, перевооружались 45-мм пушками 20-К. В этом качестве большинство МС-1 встретили Великую Отечественную войну, однако несколько десятков МС-1 воевали с фашистами в ходовом состоянии. В ходе Битвы за Москву зимой 1941–1942 в составе 150 танковой бригады принимали участие 9 танков МС-1, которые числились здесь по документам до февраля 1942 года.

Краткие тактико-технические характеристики МС-1

Масса: 5300 кг

Вооружение:

  • 37-мм или 45-мм пушка
  • 6,5-мм спаренный или 7,62-мм одиночный пулемет

Броня: 16 мм

Двигатель: бензиновый 35–40 л. с.
Скорость: до 17,5–22 км/ч

Экипаж: 2 человека

Все экспонаты музея

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 49