Раздел: События | Новости музея

Этого не может быть…! Часть 1

06.05.2019

Благодаря целому ряду компьютерных игр, некогда скучная тема изучения истории бронетанковой техники СССР сейчас стала весьма популярной и интересной. Тысячи наших соотечественников и их заграничных друзей отлично разбираются в тонкостях вооружения ранних танков Т-26, танков семейства БТ и КВ. Но многие машины, к сожалению, сегодня можно встретить лишь на фотографиях и в картинках компьютерных игр, некоторые грозные ветераны сохранились лишь в одном-двух экземплярах в мире. Часто внешний вид и техническое состояние этих машин не соответствуют их героическому прошлому.

Сегодня, накануне Дня Победы, две легендарные машины вернулись в строй! Более двух лет тщательной реставрации, многомесячные поиски в архивах позволили нам увидеть эти машины практически такими, какими они были 80 лет назад. Двигатель, коробка передач, ходовая часть – все восстановлено буквально по атомам. Посмотрите историю реставрации, жаль, что человеку под силу воссоздать только машину…

Химический огнеметный танк ХТ-26 был разработан в 1932 году на базе двухбашенного пулеметного танка Т-26.

Одну башню сняли, в подбашенном пространстве разместили огнеметно-баллонную систему, позволявшую танку выбрасывать на 40–50 м горящую смесь. Эти танки применялись в боях с японцами на Халхин-Голе в 1939 году (помните строки из песни: «И летели наземь самураи под напором стали и огня», здесь огонь упоминается не только в переносном, но и прямом смысле). ХТ-26 прорывали линию Маннергейма в советско-финской войне (1939–1940 годы). ХТ-26, как и все машины семейства Т-26, имели легкое противопулевое бронирование 15-мм. Выпущено их было около 600 штук. К концу 1941 года на вооружении Красной Армии этих машин не осталось – все погибли в боях. Не осталось этих машин не только в армии, но и в музеях! ЕДИНСТВЕННЫЙ в мире ХТ-26 будет представлен в нашем музее 9 мая.

Таким был двигатель этой машины до реставрации:

 А таким он стал сейчас:

Причем нам удалось сохранить более 95% оригинальных деталей.

В качестве альтернативы легким танкам в 1930-е годы строились бронеавтомобили. На раму грузовика с двигателем устанавливался бронекорпус с пушечно-пулеметным вооружением. Такая машина имела огневую мощь, сопоставимую с легким танком Т-26 или БТ, при этом по хорошим дорогам она двигалась заметно быстрее, имела меньший расход топлива. Слабым местом бронеавтомобилей было легкое противопульное бронирование – 8–9 мм (броня Т-26 и БТ имела толщину не менее 15 мм). Также на бездорожье они оказывались абсолютно беспомощными. Типичным представителем этой ветви бронеавтомобилей являлся БА-6.

БА-6 был разработан в 1935 году – на базу трехосного грузовика-«полуторки» ГАЗ-ААА устанавливалась бронекапсула с 45-мм пушкой и 7,62-мм пулеметом ДТ. Выпускались БА-6 до 1938 года, было выпущено 380 машин. Бронеавтомобили оказались весьма успешными во время гражданской войны в Испании, благодаря отсутствию распутиц в южной жаркой стране и малому количеству противотанкового оружия у противника. Бронеавтомобили неплохо проявили себя в боях на Хасане 1938 году и Халхин-Голе в 1939 году. Во время Великой Отечественной войны на поле боя недостатки перевесили достоинства: почти все БА-6 погибли к концу 1942 года. До сегодняшнего дня был только один БА-6 в музеях мира – на открытой площадке Центрального музея Вооруженных Сил. Время и условия хранения превратили его в неподвижный памятник. Броневик, который вы можете увидеть в нашем музее, начиная с 9 мая 2019 года, является вторым в мире музейным БА-6 и единственным в мире ходовым оригинальным БА-6.

Посмотрев на эти новинки, специалист скажет: «Этого не может быть....!»

Продолжение (про другие новые экспонаты) следует…

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 49