Раздел: Военная история России
23 июля 1941 года И. В. Сталин подписал постановление ГКО № 252сс «О противотанковых пушках», которым на вооружение РККА были приняты колесный артиллерийский тягач ГАЗ-61-416 и истребитель танков ЗИС-30
23.07.1941
Это постановление ГКО Сталин подготовил собственноручно.
К началу Великой Отечественной войны с артиллерийскими тягачами сложилась непростая ситуация. Касалось это и тягачей противотанковой артиллерии. На вооружении Красной Армии имелись полубронированные тягачи «Комсомолец», созданные для перевозки 45-мм противотанковых пушек и их расчетов. Между тем, со второй половины 1940 года началась разработка новой 57-мм противотанковой пушки, получившей обозначение ЗИС-2. Ее боевая масса составляла около тонны, что для «Комсомольца» было многовато.
В мае 1941 года появилось срочное задание на разработку нового артиллерийского тягача. Базой для него послужил полноприводный легковой автомобиль ГАЗ-61. Изначально ГАЗ-61-416 (такое название получил новый тягач) был чем-то похож на гибрид ГАЗ-61-40 и ГАЗ-61-415, но с упрощенным бампером и упрощенным, открытым сверху кузовом. Первый опытный образец ГАЗ-61-416 был готов в июле 1941 года, при этом на испытаниях вместо противотанковой пушки машина возила за собой 37-мм зенитную автоматическую пушку образца 1939 года (61-К). Связано это было с желанием командования проверить предельную нагрузку на потенциальные тягачи.
По итогам испытаний, которые прошли в период с 5 по 11 июля 1941 года, было принято решение запускать машину в серию. Постановление ГКО № 252сс подразумевало, что у создателей ГАЗ-61-416 будет время для доработки тягача. Сначала запускался в серию истребитель танков ЗИС-30, представлявший собой пушку ЗИС-2, установленную на шасси тягача «Комсомолец», а далее противотанковые пушки ЗИС-2 планировали буксировать штатным тягачом ГАЗ-61-416. Отчасти так и получилось. Производство ЗИС-30 (точнее, переделка «Комсомольцев» в истребители танков) шло в сентябре-октябре 1941 года. Далее, в октябре 1941 года, начался выпуск ГАЗ-61-416. Увы, к тому моменту фронту больше стали нужны не тягачи, а танки. Кроме того, осенью 1941 года начались перебои с поставками листовой стали, кузова стало делать не из чего. В результате вся серия тягачей ГАЗ-61-416 составила всего 36 машин (33 серийных + 3 опытных образца).
