Санитарный автомобиль ГАЗ-55
С начала 1930-х годов Красная Армия получала в незначительных количествах санитарные фургоны и автобусы на шасси полуторатонных автомобилей Форд и ГАЗ. Отсутствие специальных кузовных предприятий тормозило выпуск столь необходимого вида транспорта как санитарная карета. В 1935 году на Горьковском автозаводе (ныне Нижний Новгород) начались работы по созданию первого советского санитарного автомобиля. Конструкторский коллектив возглавил Юрий Наумович Сорочкин (1910–1994). Инженеры ГАЗа изучили отечественный и зарубежный опыт, после чего сформировали полный технический облик новой машины и построили опытный образец. Последующие работы продолжались до 1938 года, и их результатом стал автомобиль ГАЗ-55.
ГАЗ-55 был создан на базе грузовика-«полуторки» ГАЗ-АА. Машина получила закрытый кузов, в ее салоне можно было перевозить либо четырех лежачих на носилках и двух сидевших на откидных сидениях, либо двоих на подвешенных носилках и пятерых на откидных сидениях. В санитарном отделении был установлен калорифер для обогрева и смонтирована система вентиляции.
Машина обладала мягким ходом, что было критически важно для перевозки раненых. По сравнению с обычной «полуторкой» задняя ось ГАЗ-55 была подвешена на более мягких удлиненных рессорах, также автомобиль оснастили четырьмя дополнительными рычажными гидравлическими амортизаторами от легковушки ГАЗ-М1 («эмка»). Рама в задней части удлинялась на 49 см Г-образными лонжеронами. Благодаря этому у машины получился длинный и вместе с тем узкий кузов. Кузов имел внутреннюю перегородку, а носилки устанавливались на рельсы-направляющие, находящиеся как на полу, так и под потолком. В гражданском исполнении санитарные автомобили выкрашивались в бежевый цвет, в военном – в зеленый или в белый (зимний вариант).
В 1942 году конструкцию машины значительно упростили. Передние крылья делали уже не методом глубокой штамповки, а так же как на ГАЗ-ММ – гнули из плоского листа, аналогично выполняли и задние брызговики. На ГАЗ-55 выпуска 1943 года устанавливалась только левая фара, передние тормоза отсутствовали.
ГАЗ-55 производили в течение 1938–1950 гг. Существовали две версии: ГАЗ-55 производства Горьковского автосборочного автозавода (автобусного производства ГАЗа) и ГАЗ-55 Казанского автокузовного завода с кузовом собственного производства. Также в 1944–1945 году выпустили серию штабных автобусов под индексом ГАЗ-55Б (в кузове ГАЗ-55). Всего в Горьком было выпущено 11 847 шт., а в Казани – около 900 шт.
Впервые санитарные машины задействовали в боевых действиях в июле 1938 года во время конфликта с японцами на озере Хасан. К лету 1941 года в военно-медицинских структурах имелось только около 50% от требуемого количества санитарных автомобилей. Несмотря на все потери и сложности военного времени, промышленность смогла довести к январю 1944 года укомплектованность армии санитарными автомобилями до уровня более 70%.
У фронтовиков ГАЗ-55 заслужил прозвище «фронтовая неотложка». В годы Великой Отечественной войны «фронтовые неотложки» спасли жизни нескольких миллионов раненых бойцов и командиров Красной Армии.
В корпусе Великой Отечественной войны нашего музея представлена машина выпуска июня 1941 года.
Технические характеристики
Максимальная скорость: 70 км/ч
Двигатель бензиновый, 3,3 л, 50 л. с.
Вместимость: 4 лежачих или 8 сидячих