11.08.2025
В экспозиции нашего музея произошло важное пополнение – в Танковом корпусе свое постоянное место занял танк Т-55А
подробнее...
28.05.2025
Празднование Дня Победы 9 мая 2025 в нашем музее. Фотоотчет
подробнее... Смотреть все события

Раздел: Военная история России

10 октября 1957 года в СССР прошло первое в истории успешное испытание торпеды с ядерной боевой частью (ЯБЧ), выпущенной с подводной лодки (ПЛ)

10.10.1957

После атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, США летом 1946 года произвели надводный и подводный ядерный взрывы на атолле Бикини в рамках программы разработки морского ядерного оружия. Свой приоритет в обладании ядерным оружием американцы стремились использовать для оказания давления на СССР.

Поэтому, успешно испытав 29 августа 1949 года первую атомную бомбу РДС-1, Советский Союз сосредоточил усилия на оснащении ядерным оружием своих Вооруженных Сил, включая Военно-Морской Флот. 21 сентября 1955 года, в целях изучения воздействия поражающих факторов на корабли и береговые сооружения, на полигоне в бухте Черная губа на Новой Земле был подорван малогабаритный ядерный заряд РДС-9, ставший первым отечественным подводным ядерным испытанием. Разработали РДС-9 в КБ-11 под руководством Ю. Б. Харитона. Главным конструктором РДС-9 был Н. Л. Духов, в конце 1940-х годов перешедший из танковой в атомную промышленность.

Из двух проектов ядерных торпед – Т-15 с крупногабаритным зарядом и Т-5 с малогабаритным зарядом РДС-9 – предпочтение было отдано малогабаритному заряду, который устанавливался на парогазовой торпеде со стандартным для флота калибром 533 мм, позволявшим вооружать такой торпедой все типы советских ПЛ. Работы по торпеде Т-15 с крупногабаритным зарядом в калибре 1550 мм, соответствовавшем диаметру атомной бомбы РДС-1, были свернуты, поскольку «гигантская» торпеда не могла быть размещена на имевшихся тогда ПЛ и требовала создания нового проекта подводного корабля.

10 октября 1957 года на полигоне в качестве мишеней были расставлены 10 кораблей: 3 эсминца, 3 тральщика и 4 ПЛ (в крейсерском и позиционном положениях и на грунте). После 3-х пристрелочных выстрелов торпедами без зарядов, подлодка С-144 проекта 613, находившаяся на дистанции 10 км от целей в перископном положении, произвела выстрел торпедой Т-5 с ЯБЧ. Пройдя заданную дистанцию и взорвавшись на глубине 30 м среди кораблей-мишеней, оказавшихся на удалении от 240 до 950 м от эпицентра, торпеда потопила 6 из них и нанесла повреждения остальным. Мощность взрыва составила 10 килотонн.

Испытания были признаны успешными, и в 1958 году торпеда Т-5 была принята на вооружение. Вступившая в строй в 1959 году первая советская атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол», проекта 627, наряду с 20 торпедами калибра 533 мм со стандартной боевой частью, несла 6 торпед с ядерными зарядами. Дальнейшим развитием этого проекта стало создание унифицированного боевого зарядного отделения с ядерным зарядом, который позволял переоборудовать любые торпеды калибра 533-мм в ядерные.

Мир, впрочем, запомнил другое событие, которое также произошло 10 октября 1957 года. Известно оно как «Авария в Уиндскейле», так назвали крупную аварию, произошедшую на одном из двух реакторов атомного комплекса «Селлафилд» (графство Камбрия на северо-западе Англии). Она стала крупнейшей аварией в истории английской ядерной индустрии, в ходе нее произошел крупный выброс радиоактивных веществ.

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 49