11.08.2025
В экспозиции нашего музея произошло важное пополнение – в Танковом корпусе свое постоянное место занял танк Т-55А
подробнее...
28.05.2025
Празднование Дня Победы 9 мая 2025 в нашем музее. Фотоотчет
подробнее... Смотреть все события

Раздел: Военная история России

9 октября 1940 года на заводе № 174 (Ленинград, ныне Санкт-Петербург) было издано распоряжение о начале подготовки выпуска двигателя В-3 для танка сопровождения (впоследствии это танк Т-50)

09.10.1940

С начала производства легких танков в Ленинграде вопрос обеспечения их двигателями решался заводом-изготовителем танков самостоятельно. В Ленинграде имелся полный цикл производства танков Т-26, включая и моторы для них. Поэтому при создании танка на замену Т-26 также подразумевалось, что двигатель будет производиться заводом № 174. Изначально предполагалось, что им станет дизельный мотор «744», который имел очень высокую (более 85%) унификацию с двигателем В-2. В связи с тем, что боевая масса нового танка сопровождения неизбежно росла, вместе с мотором «744» стал рассматриваться двигатель В-3, представлявший собой «половинку» В-2. Создали его на харьковском заводе № 75.

Изначально под новый мотор создавался другой танк сопровождения Т-126, но осенью 1940 года после испытаний выявилась необходимость доработки его конструкции. Вместе с тем, очевидным становился тот факт, что доработанный Т-126 все равно будет принят на вооружение Красной Армии. В связи с этим началась подготовка к выпуску мотора к нему. В дальнейшем появился улучшенный вариант двигателя – В-4. Между тем, весной 1941 года завод № 174 фактически спустил освоение мотора на тормозах, посчитав, что первое время обойдется двигателями выпуска завода № 75. Это решение стало фатальным для принятого на вооружение Красной Армии танка Т-50. Мало того, что освоение танка шло медленно, так к началу Великой Отечественной войны он почти не был обеспечен моторами. Завод № 75, на тот момент единственный выпускавший моторы семейства В-2, не мог обеспечить сразу 5 танковых заводов двигателями.

Отсутствие мотора стало одной из главных причин, почему Т-50 в начале 1942 года сняли с производства. А вот мотор В-4 никуда не делся. Его последователем стал В-6, который в послевоенные годы ставился в плавающий танк ПТ-76, БТР-50 и много куда еще. Моторы этого семейства успешно эксплуатируются и в наши дни.

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 49