Легкий бронеавтомобиль БА-20

В 1930 году в СССР начались работы сразу над несколькими вариантами легких бронированных разведывательных машин на шасси легкового автомобиля ФОРД-А. Однако построенные небольшой серией бронемашины Д-8 и Д-12 не в полной мере отвечали требованиям военных, так как не имели вращающейся башни. Весной 1932 года Ижорский завод в Ленинграде получил задачу на основе опытного броневика инженера Рожкова разработать легкий бронеавтомобиль с вращающейся башней. Работы были выполнены в кратчайшие сроки, и в начале 1933 года началось серийное производство под обозначением «ФОРД-А-Ижорский» или просто ФАИ. Это был заднеприводный двухосный бронированный автомобиль с двигателем мощностью 40 л. с. и экипажем из двух человек. Бронирование составляло 5–6 мм, а вооружение состояло из установленного во вращающейся башне пулемета ДТ калибром 7,62-мм.

В 1936 году место ГАЗ-А, так называлась лицензионная версия ФОРД-А, на конвейере Горьковского автозавода заняла более современная легковая машина ГАЗ-М-1. Конструкторами КБ Ижорского завода А. А. Липгарт, А. М. Кригер и другими под новое шасси был разработан новый бронеавтомобиль БА-20. По своей схеме он повторял ФАИ, но имел бронекорпус большего размера. Новая машина оказалась гораздо динамичнее за счет более мощного мотора, но сохранила ряд присущих ФАИ недостатков, в частности, слабое бронирование.

В 1938 году БА-20 прошел модернизацию. Броневик получил новую коническую башню, лобовая броня была увеличена до 9 мм, а ходовая часть усилена. Обновленный вариант получил название БА-20М. Одновременно были модернизированы и устаревшие ФАИ, бронекорпуса которых переставили на шасси ГАЗ-М-1. Новая модификация ФАИ-М визуально отличалась характерным «хвостом», поскольку шасси ГАЗ-М-1 было почти на сорок сантиметров длиннее шасси ГАЗ-А. Оба броневика имели специальные железнодорожные версии, отличавшиеся установкой специальных колес, позволявших двигаться по рельсам.

Одним из наиболее серьезных недостатков как ФАИ, так и БА-20 была плохая проходимость по бездорожью. Решить эту проблему пытались на протяжении всех 1930-х годов. Последовательно строились и испытывались опытные бронемашины: полугусеничный БА-30, трехосные ГАЗ-ТК, БА-21 и ЛБ-23, в значительной степени опиравшиеся на конструкцию ФАИ и БА-20. Но все эти проекты по различным причинам так и не были реализованы. Производство БА-20М завершилось в 1942 году. Всего было выпущено 700 ФАИ и более 2’000 экземпляров БА-20.

Легкие броневики широко применялись во всех военных конфликтах 1930-х годов, от борьбы с басмачеством до советско-финляндской войны зимой 1939–1940 года. Они хорошо зарекомендовали себя для выполнения вспомогательных задач, но при столкновении с серьезным противником несли большие потери. К июню 1941 года Красная Армия располагала почти 2’000 броневиков БА-20 и ФАИ. В первые месяцы Великой Отечественной войны большинство из них было потеряно, но сохранившиеся автомобили впоследствии принимали участие в боях на всех фронтах, главным образом в качестве связных и разведывательных машин. К середине войны БА-20 и ФАИ были вытеснены из передовых частей более современными бронеавтомобилями БА-64 и легкими бронетранспортерами, как Scout Car M3, но на отдельных участках эти ветераны провоевали вплоть до 1944 года, а закончили карьеру в августе 1945 года, поучаствовав в разгроме японской Квантунской армии.

В нашем музее бронеавтомобиль БА-20М можно увидеть в Танковом корпусе.


 

Тактико-технические характеристики БА-20М

Экипаж: 2 человека

Мощность двигателя: 50 л. с.

Вооружение: 7,62-мм пулемет ДТ

Масса: 2,32 т

Бронетехника, тягачи

Все экспонаты музея

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 49