Средний бронеавтомобиль БА-6

Бронеавтомобиль БА-6 был разработан в 1935 году на Ижорском заводе под руководством А. Д. Кузьмина на базе трехосного грузового автомобиля ГАЗ-ААА. Новый бронеавтомобиль был оснащен сблокированными задними ведущими мостами, отечественным четырехцилиндровым двигателем ГАЗ-АА мощностью 40 л. с., а также пулестойкими шинами ГК (гусматик). Конструктивно БА-6 похож на своего предшественника БА-3, с 1933 по 1936 год была изготовлена 221 машина.

Основное вооружение бронеавтомобиля БА-6, состоявшее из 45-мм танковой пушки 20-К и спаренного с ней 7,62-мм пулемета ДТ, было установлено в цилиндрической башне по типу танка Т-26. Вращение башни производилось с помощью механического привода. Возимый боекомплект составлял 60 снарядов и 3402 патрона. Для ведения прицельной стрельбы в распоряжении наводчика имелись телескопический прицел ТОП образца 1930 г. и панорамный прицел ТП-1 образца 1932 г.

С 1936 по 1938 год на Ижорском заводе было изготовлено 386 бронеавтомобилей БА-6, из них 35 машин было поставлено в Монголию и 80 бронеавтомобилей – в Испанию. 1 ноября 1936 года под Мадридом 6 бронеавтомобилей БА-6 впервые вступили в бой. Точным огнем 45-мм пушек им удалось уничтожить 16 итальянских танкеток СV3/35. В РККА бронеавтомобили БА-6 направлялись в 7-ю, 8-ю и 9-ю отдельные мотобригады Забайкальского военного округа. В составе этих соединений БА-6 приняли активное участие в боях на реке Халхин-Гол. В июле 1939 года, в ожесточенном сражении у горы Баин-Цаган, 172 бронеавтомобиля БА-6 помогли остановить прорыв японских войск. Однако оснащенные легкой противопульной броней БА-6 понесли значительные потери из-за шквального огня японской артиллерии. В советско-финской войне (1939–1940 годы) участвовало 15 БА-6, из них семь машин погибли в боях.

На 1 июня 1941 года в Красной Армии насчитывалось 239 бронеавтомобилей БА-6. В начале Великой Отечественной войны около 130 БА-6 принимали участие в советском танковом контрударе под городом Лепель. Через две недели боев почти все БА-6 погибли. В ходе битвы за Москву в ноябре 1941 года в составе 5-й армии воевали 14 бронеавтомобилей БА-6, еще несколько машин сражалось на Ленинградском фронте. К 1945 году 17 БА-6 числились в составе войск Забайкальского военного округа, однако в войне с Японией они участия не принимали. Опыт боевых действий выявил практическую невозможность использования БА-6 на передовой из-за недостаточной проходимости. К существенным недостаткам БА-6 следует отнести слабое бронирование.

На бронеавтомобиле БА-6, представленном в нашем музее, нанесены тактические знаки, соответствующие машине, воевавшей в 1939 году в 9-й мотоброневой бригаде на Халхин-Голе.

 

Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля БА-6:

Боевая масса: 5120 кг

Вооружение: 45-мм орудие и два 7,62-мм пулемета ДТ

Бронирование: противопульное

Двигатель: бензиновый ГАЗ-АА, мощностью в 40 л. с.

Максимальная скорость: до 43 км/ч

Экипаж: 4 человека

История реставрации БА-6

Все экспонаты музея

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 49