Легкий танк Т-26 образца 1933 г.

Первая модификация советского танка Т-26 была создана на основе английского танка «Виккерс Mk.E» (также известного как «Виккерс 6-тонный»), закупленного в 1930 году. Первые серийные Т-26 образца 1931 г. были двухбашенными и по конструкции практически не отличались от английских прототипов.

Для производства Т-26 был выбран ленинградский завод «Большевик», до этого занимавшийся выпуском танков Т-18 (МС-1). Проектными работами по подготовке производства, а впоследствии и модернизации танка, руководил конструктор Семен Александрович Гинзбург. Всего за 10 лет на этом заводе будет построено 12 тысяч танков: первые Т-26 попали в части осенью 1931 года и 7 ноября участвовали в параде на Красной площади, а последние машины этого типа покинут сборочный цех в начале 1941 года.

Толщина брони Т-26 не превышала 15 мм и была рассчитана максимум на противодействие винтовочным бронебойным пулям и осколкам снарядов. Мощность мотора, даже после многочисленных доработок, была всего лишь 97 л. с., и скорость движения танка была не велика. Но, несмотря на все это, Т-26 стал самой массовой предвоенной машиной, настоящей «рабочей лошадкой» танковых войск РККА.

Одним из существенных недостатков двухбашенной модели было то, что стрелки правый и левый периодически мешали друг другу вести огонь. И уже на третьем году производства появляется Т-26 образца 1933 г. с одной цилиндрической башней, вооруженный 45-мм нарезной полуавтоматической пушкой образца 1932 г. (20-К). Эта модификация станет самым массовым вариантом танка Т-26.

Средствами внешней связи у линейных танков служили сигнальные флажки, а у командирских – радиостанция 71-ТК-1 с характерной поручневой антенной на башне. Такое внешнее отличие, как показал опыт боевого применения, демаскировало командирские машины, и противник сосредотачивал свой огонь именно на них. Каждый пятый танк оснащался фарами боевого света для ночной стрельбы, закрепленными на маске орудия.

Т-26 принимали участие в боях гражданской войны в Испании, у озера Хасан и на реке Халхин-Гол, в польской кампании и советско-финской войне. Наряду с БТ, танки Т-26 составляли основу советского танкового парка перед Великой Отечественной войной. На 22 июня 1941 в РККА насчитывалось около 10 тысяч Т-26. Слабое бронирование, тихоходность, отсутствие координации в танковых частях (в большинстве танков просто не было рации) были одними из факторов, приведших к низкой эффективности применения этих танков. Большинство Т-26 было потеряно советской стороной в первые полгода войны. Тем не менее, следует отметить, что бронирование немецких танков того времени было уязвимым для 45-мм орудия Т-26. И танк, несмотря на слабую бронезащиту, был живуч из-за того, что двигатель и баки располагались в кормовом отделении за выгородкой. В умелых руках при грамотном применении танк наносил врагу чувствительный урон. Внеся посильный вклад в разгром врага под Москвой, Т-26 принял участие практически во всех боевых операциях 1942 года. Танк защищал Севастополь, участвовал в наступлении на Харьков, в Сталинградской битве и обороне Кавказа. Практически во всех случаях потерянные в боях Т-26 не восстанавливались, а заменялись более современными Т-60 и Т-70. Последней боевой операцией Красной Армии, в которой приняли участие Т-26, стал разгром японской Квантунской армии в августе 1945 года.

На танке Т-26 образца 1933 г., представленном в нашем музее, нанесены тактические знаки, соответствующие машине из 29-й отдельной танковой бригады под командованием комбрига Кривошеина Семена Моисеевича, вошедшей 20 сентября 1939 года в город Брест и занявшей его согласно демаркационной линии, утвержденной Министерствами иностранных дел СССР и Германии. Немецкие войска под командованием Гейнца Гудериана покинули Брест 22 сентября 1939 года после совместного прохождения с войсками Красной Армии по улицам города.

 

Схема бронирования Т-26

Боевая масса: 9,9 т

Экипаж: 3 человека

Размеры  
Длина корпуса: 4620 мм
Ширина корпуса:   2440 мм
Высота: 2190 мм

Вооружение: калибр и марка пушки 45-мм 20К
Пулемет 7,62-мм ДТ.

Бронетехника, тягачи

Все экспонаты музея

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 49