Быстроходный легкий танк БТ-7

В конце 1929-го года комиссия Управления механизации и моторизации Красной Армии под руководством Иннокентия Халепского отправилась в США для ознакомления и возможной закупки образцов современной бронетехники. Особый интерес у советской делегации вызвала опытная разработка скоростного колесно-гусеничного танка конструктора Джона Уолтера Кристи. Американская машина на колесном ходу разгонялась до сотни километров в час, что было совершенно невероятной скоростью для бронетехники тех лет. Хотя действующая на тот момент «Система танко-тракторного, авто и броневооружения РККА» не предусматривала машин такого класса, было принято решение о закупке нескольких образцов для испытаний. Весной–летом 1931 года группа конструкторов Харьковского паровозостроительного завода под руководством Семена Гинзбурга дорабатывала и адаптировала американскую конструкцию, создав из нее полноценную боевую машину, которая была принята на вооружение Красной Армии под обозначением БТ или «быстроходный танк».

БТ-7 в Западной Белоруссии. 1939БТ представлял собой быстроходный легкий танк с экипажем из трех человек, способный действовать как на гусеницах, так и на колесах. В качестве двигателя использовался 360-сильный американский авиационный мотор «Либерти». Высокая скорость даже на гусеницах позволяла танку в буквальном смысле перепрыгивать небольшие овраги и ручьи, за что танк называли «летающим». Первой серийной модификацией стал БТ-2, вооружение которого включало 37-мм пушку Б-3 и пулемет ДТ калибра 7,62-мм, установленные в самостоятельно спроектированной башне. Однако из-за дефицита пушек Б-3 до половины танков выпускались с установленным вместо пушки спаренным авиационным пулеметом ДА-2 калибра 7,62-мм. Бронирование корпуса и башни составляло 13 мм, в лобовой части корпуса броня устанавливалась под рациональными углами. Для артиллерийской поддержки обычных танков предполагалось выпускать танки, вооруженные 76-мм орудием в специальной башне, но такая машина так и осталась в опытном экземпляре.

Появление в 1932 году новой 45-мм танковой пушки 20-К поставило вопрос о перевооружении ею танков Т-26 и БТ-2, однако БТ с этой пушкой начали производиться только в 1934 году. Это было связано как с устранением детских дефектов самой пушки, так и с необходимостью проектирования и постройки новой башни. Полученный таким образом танк приобрел индекс БТ-5 и кроме башни фактически ничем не отличался от БТ-2. Между тем опыт эксплуатации требовал более серьезной модернизации машины, и прежде всего это касалось двигателя, поскольку запасы моторов М-5, производство которых было прекращено еще до принятия БТ на вооружение, заканчивались.

БТ-7 в Ленинграде. 1943

Уже в 1934 году на испытания вышел танк БТ-7, оснащенный 400-сильным бензиновым мотором М-17Т. Кроме моторно-трансмиссионного отделения серьезной переделке подвергся бронекорпус. Первоначально башня и вооружение остались по типу БТ-5, однако в процессе производства БТ-7 претерпел серьезные изменения. Лобовая броня корпуса увеличилась до 22 мм, танк получил новую башню конической формы, вооружение части машин было усилено за счет установки зенитного пулемета, а также дополнительного пулемета в корме башни. Часть машин комплектовалась специальными фарами для стрельбы ночью. На надгусеничных крыльях были установлены дополнительные топливные баки. Модификация БТ-7 Артиллерийский получила башню с 76-мм короткоствольным орудием КТ-28, идентичную разработанной ранее для опытного артиллерийского Т-26. В эту же башню в качестве эксперимента ставились длинноствольные пушки аналогичного калибра Л-11 и Ф-32. Продолжалось совершенствование и силовой установки. Так БТ-7М оснащался дизельным мотором В-2 мощностью 500 лошадиных сил. Более экономичный дизель не только снизил пожароопасность танка, но и позволил увеличить дальность хода БТ в два с половиной раза.

На базе БТ велись многочисленные опытные разработки, в том числе разнообразные химические танки, командирский танк КБТ-7, саперный танк-мостоукладчик СБТ, специальные ракетные танки с установками 250 кг «танковых торпед» или реактивных снарядов РС-132, предназначенных для уничтожения укреплений или тяжелых танков. Особо можно отметить разработки Николая Цыганова БТ-ИС и БТ-СВ, направленные на увеличение проходимости БТ на колесном ходу и на усиление защиты танка. Развитие танков семейства БТ было прервано появлением в 1939 году более совершенных и защищенных машин А-20 и А-32, а окончательно его производство прекратилось в 1940 году в связи с поступлением на вооружение легендарного Т-34. Всего было построено 8 тысяч танков семейства БТ, в том числе 5,5 тысяч БТ-7.

Быстроходные танки в тридцатые годы шли на вооружение танковых полков кавалерийских дивизий, отдельных танковых бригад и танковых корпусов. Предполагалось, что в предстоящей войне эти части и соединения будут действовать самостоятельно или в составе конно-механизированных групп, после прорыва обороны противника. БТ активно применялись во всех предвоенных конфликтах, начиная с Испании в 1937–1938 годах и заканчивая Финляндией зимой 1939–1940 года. Сразу стали очевидны серьезные недостатки танка, а именно слабое бронирование и высокий силуэт, что не компенсировалось его подвижностью. Особенно ярко это проявилось в ходе боев на реке Халхин-Гол, когда брошенные в атаку на японскую пехоту на горе Баин-Цаган 3 июля 1939 года танки БТ-5 11-й танковой бригады хотя и добились решительного успеха, но понесли тяжелые потери от огня японских противотанковых пушек.

БТ-7 в засаде

На 1 июня 1941-го года в Красной Армии числилось 8 тысяч БТ всех типов. Наряду с Т-26 эти машины составляли костяк советских механизированных корпусов и сыграли важную роль на начальном периоде Великой Отечественной. Большинство «бэтэшэк» было потеряно в первые месяцы боев, но пережившие начало войны машины еще долго оставались в строю. Вооруженные БТ части и соединения сражались в Битве за Москву, защищали Сталинград и Кавказ, участвовали в прорыве и снятии блокады Ленинграда. В руках опытных танкистов БТ оставался грозным оружием. Последней боевой операцией с их участием стал разгром японской Квантунской армии в августе 1945 года, после которого быстроходные танки прошли торжественным маршем по улицам освобожденного Харбина.

В нашем музее танк БТ-7 можно увидеть в Танковом корпусе.


 

Фотоотчет об истории реставрации нашего БТ-7.

Репортаж Первого канала о танке БТ-7 в Музее отечественной военной истории.

Краткие тактико-технические характеристики танка БТ-7М

Экипаж: 3 человека

Двигатель:  500  л. с. 

Максимальная скорость: 50 км/ч на гусеницах, 72 км/ч на колесах 

Запас хода по шоссе: 600 км на гусеницах, 700 км на колесах

Вооружение:

  • 45-мм пушка 20К
  • два–три 7,62-мм пулемета ДТ  

Боевая масса: 14,65  т

Бронетехника, тягачи

Все экспонаты музея
 

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 49