152-мм орудие М-47

Во время Великой Отечественной войны основу корпусной артиллерии Красной Армии составлял дуплекс (пушки на едином лафете): 122-мм пушка образца 1931/37 г. А-19 и 152-мм гаубица-пушка образца 1937 г. МЛ-20. Эти орудия, спроектированные еще в 1920-е годы, нуждались в замене на более легкие, точные, скорострельные и дальнобойные. 23 апреля 1946 года Главное артиллерийское управление ВС СССР выдало техническое задание на проектирование нарезной буксируемой 152-мм пушки для сухопутных войск, которая должна была заменить 152-мм пушку-гаубицу МЛ-20. В КБ завода № 172 в городе Пермь (ныне ПАО «Мотовилихинские заводы»), параллельно с проектированием 130-мм орудия М-46, начались конструкторские работы по созданию 152-мм пушки М-47. Эти артиллерийские системы входили в состав дуплекса, то есть имели в своей конструкции одинаковый лафет. В 1948 году первые опытные образцы М-47 вышли на полигонные испытания.

Обладая меньшим углом вертикальной наводки, чем 152-мм орудие МЛ-20, пушка М-47 имела эффективный дульный тормоз, клиновой затвор, большую скорострельность и увеличенную на три километра дальность стрельбы. 152-мм пушка М-47 могла вести эффективную контрбатарейную борьбу, уничтожать штабы, скопления войск и объекты инфраструктуры противника, а также поражать вражескую бронетехнику и живую силу огнем прямой наводки. Для стрельбы из пушек М-47 применяются выстрелы раздельного гильзового заряжания с осколочно-фугасными гранатами и бронебойно-трассирующими снарядами. При переходе в походное положение ствол оттягивался. В исключительных случаях пушка перевозилась со стволом, не приведенным в походное положение, со скоростью до 5 км/ч. Пушки перевозились только механической тягой, их штатным тягачом был средний артиллерийский тягач АТ-С. Допустимая скорость перевозки пушек по хорошим дорогам – до 50 км/ч, по бездорожью – 10–20 км/ч. Время перевода пушек М-47 из боевого положения в походное и обратно – 3–4 минуты.

31 декабря 1950 года постановлением Совета Министров СССР № 4900-2130 орудие М-47 было запущено в малосерийное производство на заводе № 172. В период с 1951 по 1957 годы завод-изготовитель выпустил 122 пушки М-47. К 1958 году производство пушки М-47 было прекращено. В начале 1960-х годов дуплекс М-46 и М-47 был заменен более современными гаубицами Д-20 и Д-30.

Тактико-технические характеристики

Калибр орудия: 152 мм

Расчет: 9 человек

Масса в боевом положении: 7 700 кг

Начальная скорость снаряда: до 770 м/с
Максимальная дальность стрельбы: 20 470 м
Скорострельность до 6 выстрелов в минуту, заряжание раздельное.

Наибольший угол возвышения: до 45°

Скорость возки в походном положении: до 50 км/ч

Длина орудия в боевом положении: 10 670 мм
Ширина орудия в походном положении: 2 450 мм

Все экспонаты музея

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 49