Средний танк Т-34-76 (поздний тип, начало 1944 г.)

Т-34 – советский средний танк периода Великой Отечественной войны. Был основным танком Красной Армии до 1944 года, когда на смену ему пришел танк Т-34-85. Самый массовый средний танк второй мировой войны.

Разработка танка началась в конце 1930-х в Харькове на заводе № 183 им. Коминтерна под руководством М. И. Кошкина и А. А. Морозова. 19 декабря 1939 года постановлением Комитета обороны при СНК СССР № 443сс танк Т-34 был принят на вооружение. Танк Т-34 имел по меркам 1940 года очень мощное вооружение – 76-мм пушку. В своем классе средних танков по совокупности основных боевых качеств – бронезащите, подвижности и вооружению – Т-34 был лучшим в мире. В то же время в боях 1941 года выявлялись его недостатки: тесная двухместная башня с недостаточной обзорностью, как правило, отсутствие радиосвязи.

С 1940 по 1944 гг. танков Т-34 с 76-мм пушкой было выпущено 35’530 серийных и 2 опытных образца А-34. Ведущим заводом по производству и модификации Т-34 являлся харьковский завод № 183 им. Коминтерна (после эвакуации в 1941 году – завод № 183 в Нижнем Тагиле). В нашем музее представлена «тридцатьчетверка», изготовленная в Нижнем Тагиле в начале 1944 года.

За 3 года серийного производства в конструкцию танка постоянно вносились изменения. Ресурс двигателя и ходовой части танка вырос за эти годы в три раза, себестоимость машины сократилась почти вдвое. К особенностям Т-34 позднего типа выпуска 1943 – начала 1944 года можно отнести: литую, а не сварную башню с двумя люками; на крыше башни появилась командирская башенка, кардинально улучшившая обзорность для командира танка; начиная со второй половины 1943 года все танки Т-34 были оборудованы радиостанциями; толщина брони на люке механика-водителя была увеличена с 45 до 72 мм, на этот люк устанавливались не один, а два смотровых прибора; на курсовом пулемете у стрелка-радиста появилась сферическая бронировка; в ходовой части появилась система механической подбивки пальцев в гусеницах; изменилась конструкция крепления балансиров катков; коуши на тросах стали литыми, а не плетеными.

В 1943 году в Красной Армии возросли потери Т-34 в ходе танковых сражений в связи с появлением в немецкой армии тяжелобронированных танков с мощными пушками. Для эффективной борьбы с новыми немецкими танками нужны были машины с более мощным вооружением и большей броневой защитой. Могильщиками немецких танковых войск стали: танк Т-34-85, являвшийся дальнейшим развитием танка Т-34 с более мощным вооружением, тяжелый танк ИС-2, самоходные артиллерийские установки СУ-85, СУ-100, ИСУ-122 и ИСУ-152.

На танк Т-34, представленный в нашем музее, нанесены тактические знаки, соответствующие машине 4-го гвардейского танкового корпуса во время Львовско-Сандомирской операции в июле 1944 года.

Схема бронирования Т-34 (поздний тип)


Фильм «Т-34. Броня Победы» с участием танков Музея отечественной военной истории

Тактико-технические характеристики Т-34 (поздний тип, выпуск 1944 г.):

Боевая масса: 30,9 т

Экипаж:  4 человека

Количество выпущенных: 35’530 шт. (все Т-34 с пушкой 76 мм)

Бронирование: 45–52 мм

Вооружение: 76-мм танковая пушка Ф-34, 2 пулемета ДТ
Боекомплект пушки: 100 снарядов

Двигатель: В-2-34 дизель, мощность 500 л. с.
Скорость максимальная: по шоссе 54 км/ч, вне дорог 36 км/ч
Запас хода по шоссе: 230–300 км

Преодолеваемый подъем: 36°
Преодолеваемый брод: 1,3 м

Бронетехника, тягачи

Все экспонаты музея

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 49