Перейти в галерею
Перейти к просмотру Видеоэкскурсия по Музею
15.03.2019
Выставка «Русский Максим» в Музее отечественной военной истории
подробнее...
20.02.2019
Приглашаем вместе отметить 23 февраля!
подробнее... Смотреть все события

Средний танк Т-34-76

Т-34 – советский средний танк периода Великой Отечественной войны, выпускался серийно с 1940 года, был основным танком Красной Армии до 1944 года, когда на смену ему пришел танк модификации Т-34-85. Самый массовый средний танк Второй мировой войны.

Опыт применения советской бронетехники на полях гражданской войны в Испании показал необходимость создания нового танка – быстроходного, но при этом хорошо бронированного. В 1937 году на Харьковском паровозостроительном заводе было создано конструкторское бюро под руководством талантливых инженеров М. И. Кошкина и А. А. Морозова. В основу конструкции разрабатываемого Т-34 легли наиболее удачные узлы и механизмы советских опытных танков А-32, А-20, БТ-СВ. Весной 1940 года после трехлетнего напряженного труда конструкторов и всего коллектива ХПЗ средний танк Т-34 успешно прошел государственные испытания и был принят на вооружение.

Успешность проекта была предопределена применением новейшего дизель-мотора авиационного типа В-2, благодаря которому, при хорошем противоснарядном бронировании, танк Т-34 имел необычайно высокую удельную мощность. Это обеспечило в течение всей Второй мировой войны абсолютное превосходство танка Т-34 в проходимости, маневренности и подвижности, а также весовой резерв для дальнейшей модернизации. Танк Т-34 имел по меркам 1940-го года очень мощное вооружение – 76-мм пушку. В своем классе средних танков по бронезащите и вооружению танк был лучшим в мире.

В то же время в боях 1941 года выявлялись его недостатки. Одним из них была тесная двухместная башня с недостаточной обзорностью. C 1942 года на Т-34 появляется башня улучшенной формы, отличавшаяся большей шириной, меньшим наклоном броневых листов. Из-за характерной формы такие башни были известны как «шестигранные» или «башни-гайки». Еще одним существенным изменением стало введение в 1943 году командирской башенки. Именно такую надстройку цилиндрической формы, улучшавшую обзорность из танка для командира, можно видеть на крыше башни нашей машины. В Т-34 командир танка также выполнял функции наводчика, в такой ситуации эффективность командира машины, как руководителя боем, была недостаточной. В поздней модификации Т-34-85 башня танка была увеличена, и в экипаже появился дополнительный член – командир орудия. В этих машинах командир танка только руководил боем. Большинство Т-34, выпущенных в 1940–1941 годах, не имели радиосвязи, что существенно снижало боевые возможности танковых подразделений. Не хватало радиостанций и ими оснащались только машины командиров подразделений и лишь небольшая часть линейных танков. В дальнейшем ситуация с выпуском радиостанций постепенно улучшилась, но окончательно к полной радиофикации танков смогли перейти только в 1944 году во время выпуска Т-34-85.

Первые «тридцатьчетверки» стали поступать в войска в конце осени 1940 года, в 1940 году промышленность СССР выпустила только 117 танков. К 22 июня 1941 года в Красной Армии было 1066 танков Т-34. Танки для армии были новыми, и экипажей, освоивших в совершенстве новую технику, почти не было. Танк считался сверхсекретным, и для сохранения технических характеристик в тайне большинство экипажей обучались и тренировались на неходовых макетах. Это привело к тому, что к 22 июня 1941 года в основном экипажи плохо знали материальную часть и не имели опыта реальной эксплуатации Т-34.

После Битвы за Москву Т-34 становится основным танком РККА, с 1942 года их выпускается больше, чем всех остальных танков вместе взятых. Танков Т-34 с 76-мм пушкой было выпущено 35 467 штук. В 1942 году Т-34 принимают самое активное участие в боях по всей линии фронта. Особенно значительной была роль этих танков в Сталинградской битве, что связано с близостью к району боевых действий Сталинградского тракторного завода, из цехов которого танки уходили прямо на фронт.

С 1942 по 1945 годы основное крупносерийное производство Т-34 было развернуто на мощных машиностроительных заводах Урала и Сибири. Ведущим заводом по производству и модифицированию Т-34 являлся Уральский танковый завод № 183 в Нижнем Тагиле (сейчас «Уралвагонзавод»). «Тридцатьчетверка» именно этого завода представлена на бронетанковой площадке нашего музея.

1943 год стал годом наиболее массового производства и использования танков Т-34. Крупнейшим сражением этого периода стала Курская битва, в ходе которой советским танковым частям, основу которых составляли Т-34, ценой больших жертв удалось остановить немецкое наступление. Но стало ясно, что модернизированные немецкие танки Т-4 и штурмовые орудия, имевшие усиленную лобовую броню, стали малоуязвимы для 76-мм пушки Т-34. Появление мощно вооруженных и хорошо бронированных тяжелых танков «Тигр» и «Пантера» требовало срочной модернизации «тридцатьчетверки», необходимо было усилить вооружение и бронирование Т-34. С марта начала 1944 года начинается выпуск завершающей модификацией танка – Т-34-85. Новая просторная трехместная орудийная башня и мощная 85-мм пушка, сочетание ряда конструктивных доработок и появление пятого человека в экипаже (наводчика орудия) значительно повысили боевую эффективность Т-34-85. Этот танк будет заслуженно величаться Танком Победы.

Т-34 – танк, оказавший огромное влияние на исход войны, и один из самых узнаваемых символов Великой Отечественной.

Схема бронирования Т-34-85

Технические характеристики Т-34 выпуска 1943 года:

Боевая масса: 28,2–30,9 т

Экипаж 4 человека: командир, механик-водитель, стрелок-радист, заряжающий.

Размеры  
Длина с пушкой вперед:   5920 мм
Ширина корпуса: 3000 мм
Высота: 2520 мм
Клиренс:   400 мм

Вооружение:
76-мм нарезная пушка Ф-34 образца 1940 г. Боекомплект пушки 100 снарядов.
Два 7,62-мм пулемета ДТ.

Все экспонаты музея

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 49