Перейти в галерею
Перейти к просмотру Видеоэкскурсия по Музею
15.03.2019
Выставка «Русский Максим» в Музее отечественной военной истории
подробнее...
20.02.2019
Приглашаем вместе отметить 23 февраля!
подробнее... Смотреть все события

Советский средний танк Т-54 образца 1949 г.

Танк Т-54 принят на вооружение Советской Армии в 1946 году, серийно выпускался с 1947 года, постоянно модернизировался. С 1958 года выпускалась его модификация под названием Т-55. В 1961–1967 гг. он в основном был сменен танком Т-62, созданным на его базе, но выпуск Т-55 продолжался вплоть до 1979 года. Этот танк отличался высочайшей надежностью и простотой эксплуатации.

Начиная с весны 1942 года советские конструкторские бюро начали разрабатывать новые боевые машины для замены легендарного танка Т-34-76. Непосредственным предшественником Т-54 явился танк Т-44, созданный в 1943–1944 гг. На первых порах Т-54 представлял собой в значительной степени модернизированный вариант Т-44. Главным новшеством явилась уникальная для своего времени компоновка. За счет поперечной установки двигателя и трансмиссии удалось значительно сократить длину и высоту танка. Вместе с устранением из состава экипажа стрелка-радиста, это позволило значительно сократить забронированный объем и при массе, меньшей, чем у серийного Т-34-85, добиться значительного усиления бронирования. К 1946 году появился средний танк Т-54 образца 1946 года (Объект 137), имевший 100-мм пушку Д-10Т и солидное бронирование. Однако возросшая до 39 тонн масса и недостаточно мощный двигатель в 520 л. с. ограничивали максимальную скорость танка до 33 км/ч, а неудачный профиль башни снижал бронестойкость корпуса танка. Танков Т-54 первого образца было выпущено: в 1947 году – 22 машины, в 1948 году – 593. Вскоре после начала войсковой эксплуатации из танковых частей, получивших первые Т-54, стали массово поступать рекламации на многочисленные дефекты машины. В январе 1949 года правительство СССР приняло решение об остановке выпуска танка.

В 1949 году была закончена разработка очередной модификации танка Т-54. Значительной модернизации подверглась танковая башня, получившая литую полусферическую форму спереди. Бронирование этой полусферы возросло до 200 мм. В нижней передней части башни был убран обратный скос, так называемый «заман». Другие доработки в конструкции танка были направлены на улучшение его скоростных характеристик. С этой целью лобовая броня корпуса танка была уменьшена до 100 мм, с увеличением наклона нижней бронеплиты. Вес новой модификации Т-54 снизился на 1 700 кг, а силовая установка получила более совершенный воздушный фильтр. Гусеницы шириной 500 мм были заменены новыми, шириной 580 мм, что позволило снизить удельное давление на грунт до приемлемого уровня.

После всесторонних испытаний, в ноябре 1949 года средний танк Т-54 образца 1949 года был принят на вооружение Советской Армии. Его производство было развернуто на трех заводах. Танки этой модификации выпускались до ноября 1951 года, за этот период было изготовлено 2 523 танка. В 1960–1970-х гг. часть танков Т-54 образца 1949 года была экспортирована в страны Африки и Азии, а оставшиеся в СССР – переоборудованы в инженерные машины и танковые тягачи.

Тактико-технические характеристики среднего танка Т-54 образца 1949 г.

Боевая масса: 35,5 тонн

Экипаж: 4 человека

Размеры  
Длина с пушкой: 9000 мм
Ширина корпуса:   3270 мм
Высота: 2218 мм

Вооружение  
Калибр и марка пушки:  100-мм Д-10Т
2 пулемета:  7,62-мм СГМТ
1 пулемет: 12,7-мм ДШКМ

Двигатель: дизель В-54 мощностью 520 л. с.
Максимальная скорость: 50 км/ч
Запас хода по шоссе: 330 км

Все экспонаты музея

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 49