Раздел: События | Новости музея

Танк Т-34-76 образца 1941 года в нашем музее

30.03.2023

Как правило, когда говорят о танке Победы Т-34, то подразумевают танк Т-34-85. Именно эти машины установлены на большинстве пьедесталов, именно эти танки мы видим в художественных фильмах о войне. Однако танк Т-34-85 начали выпускать только в начале 1944 года, а первые три года Великой Отечественной войны бился насмерть с захватчиками менее известный Т-34-76, вооруженный 76-мм орудием.

Т-34-76 начали выпускать в 1940 году и производили до сентября 1944 года на 7 заводах: Харьков, Красное Сормово, Сталинград, Нижний Тагил, Омск, Свердловск и Челябинск. За эти годы появилось множество различных модификаций легендарной машины, отличавшихся друг от друга в зависимости, как от времени производства, так и от завода-производителя. Тем не менее можно условно разделить «76-мм тридцатьчетверки» на ранние и поздние.

Поздняя Т-34-76 выпуска начала 1944 года давно представлена в нашем музее, а теперь в музее появилась уникальная машина – Т-34-76 выпуска сентября 1941 года.

В течение ближайшего месяца мы проведем с этим танком доводочные реставрационные работы, чтобы со всем блеском он показал себя 9 мая на праздновании Дня Победы!

На сегодняшний день это самая ранняя из известных, полностью восстановленная, отреставрированная до ходового состояния Т-34-76. Отличий от младших сестер (танков Т-34-76 выпуска 1942–1943 гг.) у нее множество. Прежде всего бросается в глаза сварная башня очень специфической узнаваемой формы. На башне один большой люк, а не два маленьких, как стало позднее. На башне нет командирской башенки. Командирская башенка – вроде небольшое отличие, но без нее обзорность в ранних Т-34-76 была очень плохой. На более поздних машинах изменился люк механика-водителя: вместо одного смотрового прибора в него стали устанавливать два. Броневая защита гнезда пулемета у стрелка-радиста на более поздних «тридцатьчетверках» была усилена, визуально это отличие легко заметить. Даже гусеницы на ранних Т-34-76 отличались от более поздних вариантов по рисунку и конструкции. В 1941 году при отливке траков для гусениц на них ставилась дата производства, на нашей машине часть траков имеет легко читаемую дату – 22 июня 1941 года.

 

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.

Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.

А к мертвым, выправив билет,
Все едет кто-нибудь из близких,
И время добавляет в списки
Еще кого-то, кого нет…
И ставит,
ставит
обелиски.
 
 
 К. Симонов
 

 

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 49