Самоходная артиллерийская установка СУ-76М

История СУ-76 началась в конце января 1942 года, когда заместитель начальника конструкторского отдела Наркомтанкопрома Семен Александрович Гинзбург сформулировал тактико-технические требования на «универсальное самоходное шасси на базе агрегатов танка Т-60». Работы возложили на завод № 37 (г. Свердловск), где по проекту Гинзбурга были разработаны и построены опытные образцы легких самоходных установок.

После передачи завода № 37 в структуру УЗТМ и организации там производства танка Т-34 все работы по легким САУ передали на завод № 38 (г. Киров). В октябре – ноябре 1942 года КБ завода № 38 по проекту С. А. Гинзбурга создало САУ СУ-12. В качестве базы при разработке СУ-12 были использованы агрегаты легкого танка Т-70Б. 2 декабря 1942 года постановлением ГКО № 2559 СУ-12 приняли на вооружение Красной Армии, а с мая 1943 года ее стали официально обозначать СУ-76.

После первых же поставок СУ-12 в войска, начавшихся в январе 1943 года, стали поступать жалобы на частые поломки машин. В качестве причины Гинзбург указывал плохое качество автомобильных коробок передач ГАЗ-ММ, которые ставились на СУ-12. На деле главной причиной поломок была изначально неудачная схема силовой установки из двух параллельно установленных по бортам самоходки автомобильных бензиновых двигателей ГАЗ-202. Каждый из двигателей имел свою коробку передач. Силовая установка была очень сложна в управлении и вызывала сильные крутильные колебания элементов трансмиссии, что приводило к их быстрой поломке и выходу машины из строя.

Дело приняло настолько серьезный оборот, что по указанию Сталина СУ-12 были изъяты из самоходных артиллерийских полков. Согласно постановлению ГКО № 3184 от 14 апреля 1943 года на заводе № 38 были созданы специальные бригады, которые ездили по частям, укомплектованным СУ-12 раннего выпуска, и на месте производили их модернизацию. Были проведены войсковые испытания, которые также показали, что проблема в параллельной схеме.

7 июня 1943 года вышло постановление ГКО № 3530 «О самоходных установках СУ-76», согласно которому производство СУ-76 немедленно прекращалось. Всего было построено 609 машин этого типа. Тем же постановлением С. А. Гинзбурга отстранили от работы и направили в действующую армию. В должности заместителя командира по технической части 32 танковой бригады он погиб на фронте 3 августа 1943 года.

КБ завода № 38 под руководством Михаила Николаевича Щукина обязали в кратчайшие сроки разработать вариант САУ, оснащенный спаренной двигательной установкой ГАЗ-203 (два продольно соединенных двигателя ГАЗ-202), как на танке Т-70Б. Коробку передач взяли от автомобиля ЗИС-5. Уже в начале августа 1943 года на испытания вышла машина с заводским индексом СУ-15. По итогам испытаний было решено лишить самоходку бронированной крыши, тем самым снизить массу и уменьшить загазованность боевого отделения пороховыми газами. Модернизированную машину, получившую обозначение СУ-15М, приняли на вооружение как СУ-76М. Согласно постановлению ГКО № 3964 от 21 августа 1943 года производство САУ СУ-76М вместе с головным заводом № 38 освоили завод ГАЗ им. Молотова (г. Горький) и завод № 40 (г. Мытищи).

Уже за первый год производства заводы выпустили 1 373 СУ-76М. С конца 1943 года ни одна крупная операция Красной Армии не обходилась без этих машин. Самоходная установка СУ-76М применялась для самого широкого спектра задач. Эта боевая машина использовалась для непосредственной огневой поддержки пехоты в роли легкого штурмового орудия, для уничтожения полевых укреплений (ДОТы и ДЗОТы), огневых точек, подавления артиллерии, а также для борьбы с легкими и средними танками противника.

Летом 1944 года завод № 38 перевели в Харьков, и количество производственных площадок СУ-76М сократилось до двух. Всего было выпущено 13 732 СУ-76М, из них 11 494 в период Великой Отечественной войны. Это самый крупносерийный советский артиллерийский самоход и второй по массовости после танка Т-34 образец бронетанковой техники Красной Армии военного периода.

Открытое сверху и частично сзади боевое отделение СУ-76М нередко становилось причиной ранений артиллерийских расчетов пулями и осколками снарядов. По этой причине осенью 1944 года завод № 40 разработал два варианта модернизации боевого отделения СУ-76М. Первый предполагал полностью закрытое боевое отделение, второй вариант был без крыши, но с повышенным кормовым листом. По итогам испытаний одобрили второй вариант, который и запустили в серию с апреля 1945 года.

Несмотря на большое количество выпущенных СУ-76М, на сегодняшний день сохранилось мало самоходок этого типа. Наша СУ-76М изготовлена в 1945 году на заводе № 40 в подмосковном городе Мытищи. При реставрации ходовой части машины воспроизведена сложная, но исторически достоверная оригинальная схема силовой установки из двух спаренных шестицилиндровых двигателей ГАЗ.

Схема бронирования СУ-76М

Боевая масса: 10,5 т

Экипаж: 4 человека

Размеры  
Длина с пушкой вперед:   4965 мм
Ширина корпуса: 2714 мм
Высота: 2100 мм

Вооружение:

  • калибр и марка пушки 76-мм ЗИС-3
  • пулемeт 7,62-мм ДТ
  • дополнительно два пистолета-пулемета ППШ

Двигатель: ГАЗ-203 (2 спаренных ГАЗ-202) общей мощностью 140 л. с.
Максимальная скорость по шоссе: 30 км/ч
Запас хода по шоссе: 320 км

Все экспонаты музея

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 49