ГАЗ-4

В двадцатые годы ХХ века у американских и европейских фермеров широким спросом пользовались пикапы – легкие грузовые автомобили грузоподъемностью около полутонны. Советское правительство также заинтересовалось подобной машиной, идеально подходившей для решения целого ряда задач в сельском хозяйстве, а также для почтовых, курьерских и прочих мелких грузоперевозок. В 1933 году конструкторская бригада Государственного автосборочного завода №1 представила свою разработку, представлявшую собой сочетание шасси и коробки передач от легкового автомобиля ГАЗ-А, кабины с мотором от грузовика ГАЗ-АА и самостоятельно спроектированной грузовой платформы. И в конце того же года в Горьком (ныне Нижний Новгород) на заводе ГАЗ началось серийное производство первого советского пикапа под обозначением ГАЗ-4. Пикап выпускали также на московском заводе имени КИМ (позже Ленинского комсомола).

ГАЗ-4 на фронте. Июль 1941 года. В центре снимка стоит военный корреспондент Константин Симонов

ГАЗ-4 на фронте. Июль 1941 года. В центре снимка стоит военный корреспондент Константин Симонов

Это был заднеприводный двухместный автомобиль с закрытой цельнометаллической кабиной и бензиновым двигателем мощностью сорок лошадиных сил. Отличительными особенностями 40-сильного ГАЗ-АА являются: отсутствие бензонасоса, воздушного фильтра, ручная регулировка силы тока третьей щеткой генератора, ручная регулировка опережения зажигания подрулевым рычагом. В кузове могло размещаться шесть человек на откидных скамейках вдоль борта или до четырехсот килограммов груза. К недостаткам ГАЗ-4 относили неудачную конструкцию грузовой платформы, выполненной как единое целое с кабиной, что приводило к быстрому износу рамы. На базе ГАЗ-4 были разработаны и небольшие санитарные автобусы.

А для Красной Армии строился ряд специальных модификаций, таких как самоходная установка со счетверенным зенитным пулеметом.

Выпускались специальные варианты для использования в качестве мобильных радиостанций или специальный облегченный вариант с открытой кабиной. Его можно было транспортировать, подвешивая под тяжелым бомбардировщиком ТБ-3.

В начале 1937 года выпуск ГАЗ-4 прекратился, поскольку ГАЗ-А был снят с производства. На смену ГАЗ-4 пришел новый пикап ГАЗ-М415. С 1933 по 1936 год в экспериментальном кузовном цехе Горьковского автозавода (бывший Государственный автосборочный завод № 1) было изготовлено 5265 пикапов ГАЗ-4: 1933 год – 257 шт., 1934 год – 1734 шт., 1935 год – 2342 шт., 1936 год – 932 шт.

По штату танковой дивизии Красной Армии от 9 июня 1940 года в ее состав входило 4 пикапа. С началом Великой Отечественной войны большинство ГАЗ-4 из народного хозяйства были мобилизованы и широко применялись как на фронте, так и в тылу. Пикапы при подготовке и проведении операций в тылу врага использовали советские десантники и спецназовцы, в том числе легендарный советский разведчик Илья Старинов.

В нашем музее пикап ГАЗ-4 находится на первом этаже здания Великой Отечественной войны.


 

Технические данные ГАЗ-4

Мощность двигателя: 40 л. с.

Масса без нагрузки: 1080 кг

Максимальная скорость: 90 км/ч

Грузоподъемность: 400 кг

Транспортные средства

Все экспонаты музея 

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 49