Перейти в галерею
Перейти к просмотру Видеоэкскурсия по Музею
15.11.2021
Этого не может быть…! Часть 7
подробнее...
07.10.2021
Ветеран Первой мировой – трехтонный грузовик White TAD (США) в нашем музее
подробнее... Смотреть все события

Раздел: События | Новости музея

Этого не может быть…! Часть 7

15.11.2021

В марте 2019 года в нашем музее появилась мини-выставка «Русский Максим». Эта экспозиция заслуженно гордится неофициальным титулом одной из лучших в мире, в ее составе представлено немало весьма редких и даже уникальных экспонатов. Кажется, что дополнить ее чем-то уже просто невозможно, так как либо какой-то образец из семейства «Максимов» уже и так представлен в музее, либо найти для музея что-то еще по этой теме абсолютно невероятно. Тем не менее в музее появился новый экспонат – Строенная зенитная установка образца 1941 года под авиационный пулемет ПВ-1. Об уникальности этой установки говорит одна фраза: «Другие подобные экспонаты в музеях мира или в частных коллекциях неизвестны». Строенная установка экспонируется в здании Великой Отечественной войны на 2-м этаже.

Зенитная установка из экспозиции нашего музея была найдена в лесу в Новгородской области, где осенью 1941 года войска Северо-Западного фронта Красной Армии сражались с немецкими оккупантами.

Корпус установки весьма неплохо сохранился, но тем не менее много времени потребовалось, чтобы провести полную реставрацию, укомплектовать установку необходимыми компонентами, прежде всего макетами пулеметов ПВ-1 и специальными зенитными ящиками для патронов. Теперь в истории вооружения Красной Армии во время Великой Отечественной войны стало еще одним белым пятном меньше.

История создания установки такова. В 1926 году для вооружения Военно-воздушных сил СССР под руководством конструктора А. В. Надашкевича был разработан облегченный вариант пулемета системы Максима. Он получил наименование ПВ-1 – Пулемет Воздушный первый. Авиационный пулемет отличался от станкового меньшим весом, воздушным охлаждением ствола и увеличенным с 600 до 750 выстрелов в минуту темпом стрельбы. Боепитание пулемета ПВ-1 производилось из металлической звеньевой ленты, причем подача ленты могла осуществляться как с обычной правой стороны, так и слева.

Пулеметами ПВ-1 вооружались первые отечественные самолеты: истребители И-3, И-4, разведчик Р-1 и бомбардировщик ТБ-1. Последним истребителем, оснащенным пулеметами ПВ-1, стал легендарный биплан И-15.

В 1940 году, в связи с переходом ВВС на современные образцы пулеметов (ШКАС, ШВАК) и снятием с вооружения моделей самолетов, на которые устанавливался ПВ-1, производство пулемета было прекращено. ПВ-1 изымались из войск и отправлялись на склады. Всего было изготовлено около 18 000 пулеметов ПВ-1. С началом Великой Отечественной войны значительная нехватка автоматического оружия в Красной Армии вновь вернула в строй ПВ-1. Авиационные пулеметы массово переделывались в пехотные станковые путем установки на колесные станки Соколова. Для этого ПВ-1 оснащались проушинами для соединения тела пулемета со станком. Также устанавливались отсутствовавшие на ПВ-1 детали: короб возвратной пружины, прицельные приспособления и затыльник с ручками управления огнем. Переделка пулеметов осуществлялась заводом № 535 в городе Туле, а также на предприятиях блокадного Ленинграда и в многочисленных войсковых мастерских.

Для усиления противовоздушной обороны и компенсации понесенных потерь в вооружении было решено использовать в качестве зенитных пулеметов хранившиеся на складах устаревшие авиационные пулеметы ПВ-1. В августе 1941 года конструктору Николаю Федоровичу Токареву (автору хорошо зарекомендовавшей себя счетверенной зенитной установки под пулемет Максима) было поручено в кратчайшие сроки создать зенитную установку для трех пулеметов ПВ-1, максимально упрощенную и технологичную в производстве, но без существенного снижения боевой эффективности. Опыт применения зенитных пулеметов в боях показал, что низколетящая воздушная цель появляется в прицеле на очень короткое время. Не требовалось длительной непрерывной стрельбы и, соответственно, не критичным было отсутствие водяного охлаждения стволов. При этом оказалась очень полезной повышенная скорострельность авиационных ПВ-1 по сравнению с обычными «Максимами».

Строенная зенитная пулеметная установка состояла из основания и вертлюга с головкой. Основание представляло собой трубу с тремя подкосами и тремя лапами, концы которых служили для крепления установки. На вертлюге монтировалась качающаяся головка с тремя пулеметами ПВ-1. Средний пулемет оснащался зенитным прицелом образца 1929 года упрощенного типа. Для боепитания использовались ящики с лентами по 500 патронов от счетверенной зенитной установки. Эта зенитная система получила официальное наименование: Строенная зенитная установка образца 1941 года под авиационный пулемет ПВ-1. Производство строенных зенитно-пулеметных установок под ПВ-1 было организовано в Тамбове на электромашиностроительном заводе «Ревтруд» («Революционный труд»). В 1941 году было изготовлено 626 установок. Производство в небольших объемах продолжалось и в 1942 году.

Масса зенитной установки в боевом положении — 285 кг

Практическая скорострельность — 1500 выстрелов в минуту

Расчет — 3 человека

Этого не может быть…! Часть 1

Этого не может быть…! Часть 2

Этого не может быть…! Часть 3

Этого не может быть…! Часть 4

Этого не может быть…! Часть 5

Этого не может быть…! Часть 6 

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 49